29 августа – праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, (Святого Убруса), из Эдессы в Константинополь.
Праздник относится к малым праздникам со славословием, но в русской традиции обычно совершается бдение. Совпадает с первым днём попразднства Успения Богородицы, по этой причине на богослужении обе службы совмещены.
Тропарь Нерукотворенного Образа, глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.
В православии Нерукотворный образ рассматривается как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как аргумент в пользу иконопочитания.
В основу праздника легла память об одном историческом событии. Предыстория его начинается со времен земной жизни Спасителя. Иисус проповедовал на территории Сирии, совершая чудесные исцеления неизлечимо больных, немощных, расслабленных и бесноватых. «И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» (Мк.6:55).
В то время на севере Мессопотамии находилось Осроенское царство, столицей которого был город Эдесса. Правил им царь Авгарь (Абгар) V Черный. Авгарь страдал от проказы. Прослышав о чудесах, творимых Христом, царь отправил к Нему своего слугу Аннанию, с просьбой привезти Его портрет, веря, что даже изображение Иисуса поможет исцелиться от болезни. Слуга нашел Христа, но ему никак не удавалось написать лик Спасителя. Видя тщетность стараний художника, Иисус умылся, отер лицо полотенцем и отдал плат (убрус) Аннании. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». Таким образом, согласно преданию, этот особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) стал первой в истории иконой. Помолившись перед этим чудесным изображением, Авгарь практически полностью исцелился. Окончательное исцеление царь получил после посещения его города одним из учеников Иисуса, апостолом Фаддеем.
В царствование императора Константина Багрянородного этот Нерукотворный Образ был перенесен в Константинополь, в память чего и был установлен праздник 16(29) августа. Арабский историк Яхья Антиохийский писал: «И был он (образ) доставлен туда в 15-й день месяца Аба (августа). И вышли Стефан и его брат, патриарх Феофилакт, и Константин, сыновья царя Романа, к "Золотым воротам", чтобы встречать образ. И шли перед ним все сановники государства с многими свечами, и был он принесён в великий собор Святой Софии и оттуда во дворец. И было это в 24-м году совместного царствования старца Романа с Константином, сыном Льва (т. е. в
Поскольку 15(28) августа празднуется Успение Богоматери, то чествование Нерукотворенного образа стало совершаться Греческой Церковью на следующий день. Образ хранился в столичной церкви Богородицы Фаросской, и о дальнейшей его судьбе достоверных сведений нет.
Христианская Русь заимствовала этот праздник у греков, причём с Нерукотворного образа стали писать не только помещаемые в храмах иконы, но и вышивать его на воинских знаменах. На полотнищах искусные рукодельницы вышивали лики святых, их освящали по тому же чину, что и иконы. Подняли воинское знамя — и как бы не один человек, а целое войско осенило себя крестным знамением. Вознесли знамена над головами — и тем самым призвали на подмогу силы небесные. Центральное место в боевой символике занял образ Спаса Нерукотворного. Спас Нерукотворный — это уникальный «портрет» Господа, его отпечаток. Молящийся человек оказывается словно бы лицом к Лицу с Христом. Образ Спаса Нерукотворного с давних времён является покровителем русского воинства. Известны и другие «образа святых, шитые на христианских знаменах». К примеру, Донская икона Пресвятой Богородицы в Куликовской битве была поднята на древке в качестве знамени. Эти символы связывали рать с небесным воинством. Любой боец, оглянувшись на знамя, видел лик святого, обращался к нему с мольбой, получал от него силы.
Но вернемся к сегодняшнему церковному празднику. Этот праздник называется праздник Спаса Нерукотворного.
Еще он имеет народное название — третий Спас, потому что три праздника Спасителя попадают на август. Первый – это Изнесение Древ Честнаго и Животворящего Креста и праздник Всемилостивого Спаса 1 августа церковного календаря, то есть 14 августа по новому стилю. Второй Спас – это Преображение Господне.
И вот сегодня третий Спас. Приписываемое значение - третья встреча осени. В народе день празднования «Перенесения нерукотворного образа» именуют Ореховым, Хлебным или Полотняным Спасом. В этот день на Руси было принято приносить в храм для освящения белые холщовые полотенца, которыми потом украшали иконы домашнего иконостаса.
Но так получается, что почитание этого праздника в народе как-то угасло. Между тем, праздник этот важный. Особо он важен в наше время, когда то, что отличает православную веру от всяких других, называющих себя христианскими, учений, все больше забывается.
К этому относится и догмат иконопочитания, который утверждается сегодняшним чудом. Чудо это восходит к очень древним временам, и так или иначе, оно восходит непосредственно к Спасителю, когда образовался плат с отпечатком Его лица.
Когда мы исповедуем, что икона Христова – это именно икона, в которой мы пусть и относительно, но почитаем Божие присутствие, не потому что там доски, краска, а потому что там есть реальное Божие присутствие, – то мы имеем в виду, конечно, нечто большее кроме полезного нравоучительного изображения. Мы имеем в виду, что там присутствует реально Бог.
Сегодняшнее чудо таково, что оно наглядно демонстрирует, как Бог присутствует в Своей иконе. Если бы просто человек приложил плат к своему лицу, то, конечно, никакого изображения, тем более такого, которое много столетий сохраняется, не было бы. А тут вот оно произошло. Оно произошло именно как специальное, акцентированное и наглядное чудо – одно из тех чудес, о которых не сказано в Евангелии, но которыми Господь доказывал разным людям, что Он Мессия, что Он не только человек, но и Бог. В Евангелии и говорится, что очень много было таких чудес. Настолько много, что если бы обо всех рассказывать, то всего мира бы не хватило, чтобы вместить книги о них.
Поэтому надо понимать, что в иконах присутствует Христос.
Иконы, которые находятся в храме, являются не только окнами в мир горний, в мир духовный и в Царствие Небесное – они являются уже сами принадлежностью Царствия Небесного, – но такой же принадлежностью Царствия Небесного являются также и те иконы, которые мы имеем дома, которые носим с собой. Крест, который мы на себе носим, тоже является иконой, и он тоже принадлежит Царствию Небесному. И все это реальное присутствие Бога.
Но, конечно, самое главное присутствие Бога в нашей жизни – наше причащение Святых Христовых Тайн. Мы сами становимся частью Тела Христова.
Живя среди таких святынь, мы должны жить свято. Мы и внутренне становимся храмом, если мы причащаемся, и внешним образом мы находимся в храме не только тогда, когда приходим в Церковь, но и тогда, когда находимся в своем доме, где тоже иконы, — по крайней мере, они должны там быть. Таким образом, мы никогда не остаемся без прямого и реального участия Бога в нашей жизни.
Что же изображается на иконе? Если просто читать рассказ о появлении Нерукотворного Образа, то можно решить, что на иконе мы почитаем как бы фотографию Спасителя, которая точно соответствует чертам Его лица. И из этого некоторые могут заключить, что мы должны почитать только те изображения Спасителя, которые являются точными Его подобиями, как бы фотографиями. Но если мы посмотрим, как в истории христианства изображался Спаситель, хотя бы только на православных иконах, то мы увидим, что личного сходства между этими изображениями очень мало. Его церковные изображения не похожи одно на другое и никак не могут претендовать на фотографическую точность.
Христос изображается на иконе потому, что как человек Он имел определенный внешний облик, и этот облик, конечно, можно изобразить. При этом можно добиться фотографического сходства, а можно и не добиваться. И как видим, для Церкви фотографическое сходство оказалось неважным. Но когда святые отцы объясняют, что же именно в изображении человеческого облика Спасителя важно и что почитается на иконе, они не говорят, что нужна фотографически точная совокупность всех черт.
На иконе поклоняемым может быть только то, что обожено, только то, что вошло в ипостась Слова Божия, то, что участвует в воплощении. Но воплощение неизменно. Христос воплотился и уже никоим образом не развоплощается, ни полностью, ни частично; никаких больших или меньших степеней воплощения Христова никогда не было и быть не могло. Поэтому то в человеческом облике Христа, что изменялось и что как раз и не удается запечатлеть на иконе, это оказывается неважным. На иконе сохраняется основное содержание изображения.
Но что же это за содержание? Это именно то, чем Христос как человек отличался от прочих людей. И смысл воплощения в том — и именно это передается на иконе, — что Иисус стал одним из нас, что Логос Божий, оставаясь Самим Собой, единым от Святой Троицы, стал одним из людей, оставаясь в то же время Словом Божиим; стал одним из людей, отличаясь от всех людей тем, чем вообще люди отличаются друг от друга, т.е. ипостасными особенностями. Именно это выражает икона Христова, и таков догматический смысл сегодняшнего праздника.
Постараемся не только праздновать праздники так, как это делают в миру, — сокращением каких-то житейских обязанностей, разнообразием в пище и т. д. — или так, как это делают люди, воспринимающие христианство только внешне— ходить в праздники в церковь и готовиться к причастию; постараемся не ограничиваться этим, а вникать в догматическое значение праздника.
Каждый праздник научает нас нашей вере — и тому, чтобы ее просто понимать умом, и тому, чтобы ею жить. Поэтому постараемся вместе с богослужением, которое всегда устроено так, чтобы к этому подводить, вникать в смысл всех христианских догматов, пользуясь церковными праздниками как наиболее удобными вратами к пониманию всех этих догматов.
Татьян Невская, катехизатор.