6 февраля Православная церковь празднует память одной из самых почитаемых святых Санкт-Петербурга – святой блаженной Ксении Петербуржской, в день тезоименитства с прп. Ксенией († V в.).
Ксения Григорьевна Петрова родилась в Петербурге в 1726-1728 годах, точной даты нет. Документальные сведения о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам отца её звали Григорием, а имя матери неизвестно.
Когда девушке было восемнадцать лет, она вышла замуж за Петрова Андрея Фёдоровича, служившего придворным певчим. Жили супруги счастливо, в полном взаимопонимании и согласии. Андрей Фёдорович достиг чина полковника, но брак оказался не долгим. Через восемь лет супруг неожиданно скончался, не успев исповедаться и причаститься. Ксения осталась одна, ей было всего двадцать шесть лет. Ужасная трагедия её настолько потрясла, что молодая женщина решилась на сложнейший в христианстве подвиг – сделаться безумной, чтобы принести в жертву Господу человеческий разум. Так она хотела выпросить у него помилование для внезапно умершего мужа.
Она пожертвовала дом мужа одной из своих знакомых, облачилась в его одежды, отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла. После того как одежда мужа от времени истлела, она стала одеваться в красную кофту и зелёную юбку, либо в зелёную кофту и красную юбку. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа.
Вдова раздала всё, что у неё было, оставшись только в костюме мужа, ушла из дома и отправилась странствовать по питерским улицам. Днями напролёт ходила она по городу, в зимнюю пургу и в летний зной, не обращая внимания на нападки и насмешки. Злые люди глумились над незлобной и кроткой, с невразумительной речью и в странной одежде женщиной, больше всех издевались уличные мальчишки. Но Ксения несла безропотно свой подвиг.
Милостыню она не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она.
Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать.
Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то приносит на верх строящейся церкви кирпичи. Позже удалось узнать, что это была блаженная Ксения. А однажды ее заметили в чужом огороде спящей, при этом все грядки были выполоты.
Через некоторое время люди стали замечать: если на рынке блаженная возьмет у кого-то еду, то будет у него бойкая торговля; если извозчик подвезет ее, то в этот день у него будет хороший доход. Матери подносили больных детей к ней в надежде на исцеление.
Писатель В.С. Соловьев пытался собрать информацию о блаженной. В 1878-ом году он попытался найти людей знавших блаженную, к сожалению, уже тогда, эти поиски не увенчались успехом, так как были предприняты через 80 лет после смерти блаженной Ксении. Поэтому Соловьёв описал только два «народных слуха» о блаженной, о её прозорливости на бытовом уровне.
Однажды Ксения спасла и позаботилась о будущем ещё не появившегося на свет малыша. Как-то раз она зашла к Параскеве Антоновой (той женщине, которой оставляла дом) и сказала: «Чего же ты сидишь за штопкою? Беги быстрее на улицу. Там на Смоленском кладбище Бог тебе сына подарил». Параскеву слова блаженной смутили, но она послушалась и пошла на кладбище. Там стояла толпа людей вокруг лежащей на земле беременной женщины, сбитой повозкой. Пострадавшая разродилась мальчиком и умерла. Видя в этом знак Божий, Параскева забрала малыша, усыновила и дала воспитание. Все оставшиеся годы она потом была благодарна Богу и рабе Божьей Ксении за такой дар. Сынок же вырос достойным христианином, до старости любил и почитал свою мать.
Зайдя однажды домой к незамужней девушке, Ксения отправила её на кладбище, сказав при этом: «Там твой супруг хоронит свою жену». Девушка послушалась и пошла. На кладбище она обнаружила мужчину без сознания – вдовца, только похоронившего супругу. Она привела мужчину в чувство и помогла добраться домой, а в будущем вышла за него замуж и прожила счастливую жизнь.
Всю свою жизнь Ксения Петербуржская провела в странничестве без угла, без теплой одежды, смиренно выносила все насмешки, молилась, постилась. Странствовала она 45 лет. Умерла Ксения между 1797-1799 годами, прожив 71 год, захоронена на Смоленском кладбище. После своей смерти Ксения являлась людям, которые находились в трудном положении, и подсказывала выход из сложившейся ситуации. Над могилой был насыпан холм земли, который сразу же был разобран, потому что уже тогда ее почитали как человека святой жизни. Положили каменную плиту — ее стали дробить.
В третьей половине XIX века была поставлена деревянная часовня (почти за столетие до официальной канонизации в 1989 году), а в 1907-м — каменная.
Как большинство православных сооружений, Часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище претерпела различные неблагоприятные события.
Священникам удалось, несмотря на гонения, обрушившиеся на религию, сохранить часовню по договору с депутатами Василеостровского Совета.
Во время войны в ней устроили склад, иконы сожгли, утварь церковную разобрали.
В 1947 году была восстановлена.
Но судьба снова послала испытания. Через 15 лет стала скульптурной мастерской. Но работа в ней не шла. Видно сама Ксения, блаженная не позволяла так использовать её место погребения. Утром выполненная работа превращалась в разбитые черепки.
В наши дни, после реставрационных работ, Часовня Ксении блаженной была освещена в 1987 году и стала доступной паломникам. Сейчас в часовню постоянно стоит длинная очередь из желающих заказать молебен св. Ксении.
Со временем сформировалась и народная форма молитвы к св. Ксении: у часовни стоят люди, прислонившись лбом к стенам, и просят «Ксеньюшку» о помощи в различных житейских вопросах — размене квартиры, успехе на экзаменах, победе в суде и т. д. Люди также пишут свои просьбы на бумажках и оставляют их свернутыми в стене часовни для того, чтобы святая лучше поняла просьбу.
Тропарь блаженной Ксении, глас 7
Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.
Кондак, глас 3
Днесь светло ликует град святаго Петра, яко множество скорбящих обретают утешение, на твоя молитвы надеющиеся, Ксение всеблаженная, ты бо еси граду сему похвала и утверждение.
Молитвами блаженной Ксении да даст Господь свою милость и благословение всем с верою и любовию притекающим к ее небесному предстательству. Аминь.
Татьяна Невская