Среда, 5 Ноября 2025
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи, г. Кировск

Дух Отца нашего. Небесного Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Дух Отца нашего. Небесного Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

 

Когда мы с вами исповедуем Христа Господом Богом, Сыном Божиим и Мессией, исповедуем от всего сердца и всей жизнью своею, открывает нам это не учебник по Закону Божию, а Дух Отца нашего Небесного.

 

Прослушать (10:04 мин.):

 

Христово воинство под знаменем Победы

Диакон Владимир Василик

Священник Дмитрий Орловский благословляет советских бойцов перед боем. Орловское направление, 1943 год. Фото: С. Альперин

Кинохроника времен Великой Отечественной войны порой доносит до нас удивительные кадры: вот священник благословляет солдат, идущих на фронт, вот митрополит передаёт армии танковую колонну, вот старушка крестит слабой рукой шагающих красноармейцев, и бойцы в свою очередь тоже крестятся… Они редкие, эти кадры, они почти теряются в общем потоке тогдашней кинохроники, — и сама их редкость невольно заставляет зрителя задуматься: какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?

Возьмём армию Гитлера: здесь действовали капелланы, здесь на пряжках у солдат красовалось «С нами Бог», здесь верующего солдата никто не притягивал к ответу за его веру… Сторонний, равнодушный наблюдатель, прельстясь этими внешними знаками, непременно должен решить, что именно Германия сражалась за Божью правду…

И, однако, под знаком креста нацистская армия творила дела тьмы. Неслучайно Святейший Патриарх Кирилл определил нацистский режим как человеконенавистнический. А Красная армия, со всеми её политруками и красными звёздами, была христолюбивым воинством, совершавшим дело Божие, и спасавшей народы мира от смерти — в конечном счете, во имя Христа.

Это парадокс? Возможно. Но история знает и не такие парадоксы.

 

Курская дуга как суд Божий

Диакон Владимир Василик

Прохоровка. Наступление Советских войск 12 июля 1943 г. Досье ИТАР-ТАСС

В этом году мы празднуем 70-летие битвы на Курской дуге. Это событие без преувеличения эпохальное. Историки именуют битву завершением коренного перелома не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне. Благодаря ей были освобождены Орел, Белгород, Харьков, Восточная Украина, Смоленщина, а Италия вышла из войны. Битва длилась 50 дней: с 5 июля по 23 августа 1943 года. Апогеем битвы стало танковое сражение под Прохоровкой 12 июля. Сегодня 70 лет со дня знаменитого сражения.

Что значила Курская битва с военной точки зрения? Во-первых, это сосредоточение максимума сил с обеих сторон – по миллиону бойцов, две тысячи танков с немецкой стороны, около трех тысяч танков с нашей, две тысячи с небольшим самолетов и у немцев, и у Красной Армии. Это величайшее танковое сражение, когда под Прохоровкой 12 июля столкнулось 1200 машин с обеих сторон. Это небывалое напряжение сил и средств, людских нервов, небывалое народное страдание.

 

Слово в день святых апостолов Петра и Павла

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18).

Слово в день святых апостолов Петра и Павла

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел (справа)

Чтобы хотя немного возвысить дух наш над той суетой жизни, в которую обыкновенно он бывает погружен, от­печатлеем ныне, братие, в умах наших полные неисчерпаемой жиз­ни образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их ду­ши представляют равно преизобильные сокровищницы добродете­лей духовных для нас, лишь в малой мере причастных Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти.

Оба одинаково «предали души свои» (Деян. 15, 26) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упа­сти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый «ут­вердил братию» (Лк. 22, 32), рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, со­стоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присо­единять обращающихся из язычников (Деян. 15, 7-11). Другой, буду­чи «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» (Деян. 9, 15) народам, которые еще не слышали о Христе (Рим. 15, 20-21), прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселен­ную, чтобы «возвеселилась неплодная, нерождающая» Церковь (Гал. 4, 27; Ис. 54, 1) и «возрадовалась земля сухая и необитаемая» сердца язычников (Ис. 35, 1). Оба, в равной мере исполненные любви ко Христу, всю жизнь посвятили проповеданию Слова и трудам апос­тольства и оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Один, вначале отрекшись от Христа, потом всю жизнь в покаянии следовал за Ним как бы на распятие, претерпев искушения огненные и наветы сатаны (1 Пет. 4, 12; 5, 8), чтобы исполнить ска­занные ему слова Христовы: Иди за Мною (Ин. 21, 19). Другой, при­званный из гонителей, все «вменял в уметы», чтобы приобрести Христа (Флп. 3, 6-8), и желал от Христа быть отлученным, чтобы привести к Нему братию по плоти - Израиля (Рим. 9, 3), пока муче­нически не скончал своего течения, чтобы получить венец прав­ды (2 Тим. 4, 6-8).

 

Заступница России. О Тихвинской иконе Божией Матери

Надежда Дмитриева

Заступница России. О Тихвинской иконе Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери (празднование 26 июня / 9 июля)

Два Рима пали – четвертому не быть. Формула была не гордыней, а предостережением: если Москва окажется недостойной – мир в дальнейшем будет оставлен без центральной государственной Христианской власти. Кроме указания главного символа, указания на великое призвание, Тихвинская икона, как и Курская, служила символом Хожения Богородицы по русским мукам. Особенно это сказалось через 200 лет после появления иконы, в начале ХVII века, в смутное время, когда Россию громили и свои воровские, и польские, и литовские шайки, и шведы на севере. Духовным центром защиты восточной части Новгородской земли была Тихвинская Богородица. Древние списки ее утешают в ХХ-м веке русских изгнанников. Один стоит в храме Сергиевского подворья в Париже, другой, возможно сама подлинная икона, вывезен в Америку и укрепляет там русскую душу.

Владимир Рябушинский

Как первые века, так и последние пятьдесят с небольшим лет истории чудотворного образа Матери Божией, уже седьмое столетие известного под именем Тихвинского, скрыты под покровом тайны. По преданию, образ этот написан при жизни Пречистой святым апостолом и евангелистом Лукой, передавшим его своему ученику Феофилу в град Антиохию. Затем икона пребывала в Иерусалиме, а в У веке была взята византийской императрицей Евдокией в Константинополь. В годы временного торжества иконоборческой ереси образ скрывали иноки из обители Пантократора, после чего он не один век оставался одной из главных святынь Царьграда, пока однажды чудесным образом не исчез из вмещавшего его храма, чтобы в 1383 году явиться на Руси, в новгородских пределах, возле города Тихвина.

Сначала дивный образ, плывущий в светящихся облаках, заметили рыбаки на Ладожском озере, затем он после усердных молитв опускался на землю в нескольких окрестных селах и, наконец, окончательно остановился на речке Тихвинке, притоке реки Сясь, впадающей в Ладогу, где вскоре был выстроен храм во имя Успения, на правом столпе которого, у западных дверей, и поместили чудотворный образ.

 

Добрые пожелания со славянского юга

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Добрые пожелания со славянского юга

Во второй половине июня для участия в торжествах, посвященных 300-летию Александро-Невской лавры в Санкт-Петербург приезжала делегация Сербской Церкви во главе с епископом Будимлянско-Никшичским Иоанникием. Сербское духовенство приняло участие в богослужениях праздника Святой Троицы и преподнесло братии монастыря список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница».

Преподнесенный в дар образ был написан в Сербии и пронесен по многим монастырям Сербской Церкви, Афона и Святой земли. Непосредственное участие в его судьбе принял сербский фотохудожник Миодраг Бранкович. На протяжении 17-ти лет он снимает афонские монастыри. Одна из его выставок прошла в ноябре прошлого года в Александро-Невской лавре. Фотокартины из экспозиции автор подарил обители.

Непосредственный участник этого события епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий поделился с нами своими впечатлениями от торжеств и поделился мыслями о русско-сербских церковных и исторических связях.

 

Слово на Рождество Иоанна Предтечи

Митрополит Симон (Новиков), Рязанский и Касимовский

Слово на Рождество Иоанна ПредтечиПокайтеся, приближибося Царствие Небесное

Мф. 3, 2

Так взывал к народу, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, память которого Святая Церковь праз­днует сегодня.

Несколько раз в годовом круге Церковь Святая совер­шает память этого великого Угодника Божия. Чествова­нию его посвящается и вторник каждой недели.

Сегодня мы собрались в этот святой храм,  чтобы  вместе с Церковью прославить Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. «Прежде неплоды днесь Христова Пред­течу  раждает, и Той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча» (Кондак Рождества святого Иоанна Крести­теля).

Явление на свет праведника всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир, А святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших праведников, более которого, по свидетельству Самого Господа нашего Иисуса Христа, никто «не воста в рожденных женами» (Мф. 11, 11).

 

Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

Святитель Иоанн (Максимович)

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью за рубежом 19 июня / 2 июля 1994 года, в канун памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Свой кафедральный храм в Париже владыка, тогда архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский, устроил также во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Этот праздник для святителя был особенным: вдали от Отечества владыка верил, что Святая Русь, несмотря ни на что, молитвами и заступничеством всех своих святых, прославленных и безвестных, всегда будет оставаться святою.

Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, – всех святых, которых взрастила Русская Церковь, Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых, в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России, еще и прежде того, как они вошли в состав земли Российской, просияли святыми угодниками Божиими.

Херсонес хвалится семью епископами, еще в первые времена посещавшими тот край; также впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился великий князь Владимир, и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес веру православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской.

Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных, в земле Российской просиявших; тех святителей, которые утверждали Православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие; тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию.

 

За родной Кавказ. Фоторепортаж

Анастасия Рахлина

Предгорья Эльбруса - суровый край. Здесь начался епархиальный крестный ход с Моздокской иконой Божией Матери

В маленьком женском монастыре в Кабардино-Балкарии, где живут всего несколько насельниц, начался большой Крестный ход. Он пройдет по всей Пятигорской и Черкесской епархии, и начавшись у отрогов Восточной вершины Эльбруса, завершится у Западной. По городам, станицам и монастырям пронесут частицу Животворящего Креста Господня и Моздокскую Иверскую икону Божией Матери.

Подобные этому епархиальные крестные ходы, приуроченные к празднованию 1025-летию крещения Руси и 25-летию возрождения духовной жизни России, идут сейчас по всей стране, но у всего, что происходит на Северном Кавказе, есть свой, особенный оттенок.

Есть он и у истории Свято-Троицкого Серафимовского женского монастыря. Его храм, чей островерхий золотой купол сверкает издалека в щедрой зелени кавказских предгорий, был выстроен Екатериной Хомяковой, дочерью основателя славянофильства, философа и богослова Алексея Хомякова, — эта удивительная женщина старалась сделать много во славу Божию и во славу России, по мере сил поддерживая православие и казаков на Северном Кавказе.

 

Слово Патриарха. Седмица 7-я по Пасхе

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Слово Патриарха. Седмица 7-я по Пасхе

Именно в Церкви происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе.

***

Душа человека создана для жизни вечной. Бог создал душу человека, предназначенную для того, чтобы побеждать пространство и время. И всё то, что мы накапливаем в течение нашей жизни: наши мысли, знания, чувства, наш опыт, – не исчезает с физическим уничтожением нашего тела. В противном случае не имело бы смысла никакое развитие человеческого общества, не было бы никакого смысла в человеческой цивилизации…

Бог совсем рядом с нами. Он в радостном биении нашего сердца, когда мы испытываем чувство любви. Он вместе с нами, когда мы наслаждаемся красотой созданного мира. Он вместе с нами, когда мы созерцаем творения человеческие, вдохновленные Его силой, Его творчеством. Он с нами, когда мы делаем добрые дела, и особенно Он с нами, когда мы молимся…

Молитва – это великий труд. Попробуйте напряженно молиться, вкладывая в это все свои чувства, всю свою волю, – вы не сможете молиться больше нескольких минут. Не хватает сил…

Ничто не требует такой концентрации сил, как молитва… Чем нас больше, тем сильнее наша молитва к Богу. Как огненный столп, энергия нашей молитвы достигает Престола Божия. Вот почему Господь сказал: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»…

Храм – это не только место молитвы. Это и место назидания. Здесь читается слово Божие, здесь произносится проповедь. Те люди, которые ходят в храм часто и хорошо понимают славянские тексты, которые в том числе поются хором, в каждом предложении этих текстов могут услышать что-то для себя важное, значимое, порой, способное определить направление всей жизни.

 

Три этапа покаяния

Диакон Павел Сержантов

Три этапа покаянияНе приходится говорить о том, насколько насущно покаяние. Без него христианская жизнь немыслима. Даже начаться она не может без покаяния.

Оттого к покаянию все время возвращается православный человек. И не только мыслью, но и поступками – обязательно. Иначе получится, что наша вера без дел мертва.

Покаяние сопровождает христианина всю его жизнь, какая бы долгая, какая одухотворенная она бы ни была. Потеря покаянного духа означает попросту уход человека с духовного пути, уход на путь погибели.

Вот почему подвижники стремятся к непрестанному покаянию (назовем его так, по аналогии с непрестанной молитвой).

Само собой понятно, что к непрестанному покаянию любому человеку путь длинный и нелегкий. Можно ли на этом пути наметить какие-либо отдельные шаги? Можно ли описать способы, благодаря которым человек способен по нему двигаться? Несомненно.  

Обратимся к огромному пастырскому опыту Православной Церкви. Замечательный духовник первой волны русской эмиграции, архимандрит Сергий (Шевич), отмечал, что мы каемся в грехе три раза: сразу по осознании греха, в конце дня, на исповеди[1].

 

День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря.

День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго

Деян., 3 зач., 2:1-11. Ин., 27 зач., 7:37-52; 8:12.

Когда посеяно семя, должна сойти на него сила тепла и света, дабы оно возросло.

Когда посажено древо, должна прийти сила ветра, дабы его укрепить.

Когда домовладыка выстроит дом, он прибегает к силе молитвы, дабы его освятить.

Господь наш Иисус Христос посеял на ниве этого мира самое отборное семя. Должна была сойти сила Духа Святаго, да согреет и да осветит семя сие, чтобы оно росло успешно.

Бог Сын посадил на диком поле смерти древо жизни. Должен был налететь могучий вихрь Бога Духа Святаго, да укрепит древо жизни.

Превечная Премудрость Божия создала Себе домы из избранных душ человеческих. И Дух силы и святости Божией должен был сойти на домы сии и освятить их.

Божественный Жених избрал Себе Невесту, Церковь чистых душ, и Дух вечной радости должен был сойти, да обручит небо с землею и да облечет Невесту в одежду брачную.

Все свершилось так, как и было предречено. Дух Святый был обетован, и Дух Святый сошел. Кто мог обещать сошествие на землю Духа Всесильного, кроме Того, Кто знал, что Дух Сей послушает Его и сойдет? А по отношению к кому мог Дух Всесильный явить столь быстрое Свое послушание, если не по отношению к Тому, к Кому Он имеет совершенную любовь?

 

Слово в Троицкую родительскую субботу

Иеромонах Иов (Гумеров)

Слово в Троицкую родительскую субботу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Сегодня Вселенская родительская суббота. Это словосочетание вводит нас в таинство Церкви, ибо Церковь есть Собор. Церковь объединяет всех, кто вошел в нее и остался в ней – тех, кто жил в апостольское время, когда родилась Церковь, и в наше время. Разница только в том, что одни уже прошли спасительный путь и вошли в Царство Небесное, а нам еще предстоит, как членам Церкви воинствующей, еще спасаться, преодолевая свою немошь внутреннюю, преодолевая сопротивление диавола, и самое трудное, наверное, – сопротивление мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, во зле лежит.

 

Прослушать (17:12 мин)

 

Слово Патриарха. Седмица 6-я по Пасхе

Слово Патриарха. 
Седмица 6-я по ПасхеВсегда побеждает правда, всегда побеждает добро, потому что так восхотел Бог.

Когда у человека мирно на сердце, у него и физическое здоровье крепкое. У этого человека добрые отношения с окружающими людьми, он становится счастливым и благополучным. А человек злой носит в себе диавольский огонь, который испепеляет и его самого, и окружающих его людей. Такие люди всю жизнь живут в несчастье, им всегда чего-то не хватает, они всегда завидуют соседям, они живут беспокойно, причиняя горе самим себе и окружающим.

Всё, что я вам говорю, я говорю не от самого себя, а как бы от слова Божия. Нас Бог так научил. Он нас создал для того, чтобы мы были счастливыми. А для того, чтобы быть счастливыми, мы должны быть добрыми.

Из слова перед концертом на детском празднике
«В гостях у патриарха в Переделкине»

10 июня 2013 г.

***

Плоть Спасителя – это наша с вами плоть. Ведь это то самое физическое тело, которое каждый из нас имеет, и это физическое тело, через искупительный подвиг Спасителя, через Его крест и воскресение вознесенное в тайну Святой Троицы, пребывает в Божественной жизни.

 

Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский

Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский

Память 29 мая / 11 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святитель Лука[1] (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

 

Блаженная Ксения Петербургская

Блаженная Ксения Петербургская

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О родителях ее, о детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием.

По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.

Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.

 
« НачалоПред.71727374757677787980След.Конец »
Наверх