В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения? Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами?
Молитвенное правило
Чтение утреннего правила. Село Ивановское-на-Лехте
В правило благочестивого мирянина обычно включаются утренние и вечерние молитвы, глава из Евангелия и две главы из Апостолов. Хорошо прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири в день, положив закладку. Есть и сокращенное правило для больных, женщин с маленькими детьми и других людей, испытывающих сильную нехватку времени. Это сокращенное правило можно найти в любом Молитвослове.
Оптинские старцы писали, что правило молитвенное должно быть по силе. Пусть лучше правило будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу. Преподобный Амвросий (Гренков) наставлял:
«Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами… Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления».
Иногда враг специально внушает молящемуся увеличить количество молитв и поклонов. Проходит несколько дней, и человек изнемогает, а затем забрасывает не только дополнительные молитвы и поклоны, но и те, которые он делал обычно.
Старец Амвросий напоминал в связи с этим:
«Пишешь, что иногда к обычному правилу прилагаешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычного не выполняешь. Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости».
Оптинские старцы предупреждали об опасности превозношения слишком большим молитвенным правилом и вообще о превозношении над теми, кто не молится. Потому что такое превозношение губит все труды.
Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался «церковью Св. Михаила на площади».
Архангельский собор Московского Кремля
Первый каменный Архангельский собор, на месте деревянного, был заложен в 1333 году великим князем Иваном Калитой в благодарность за избавление от великого голода 1332 года. Этот голод был назван «рослой рожью» – сжатый хлеб пророс в копнах и от беспрерывных дождей весь погиб на полях.
Господь для нас, верующих, – все. Он – хлеб жизни, Он – вода живая, Он – свет, Он – пастырь добрый. Так что Он – все для нашей жизни. Веруя в Него, мы живем Им и этим осуществляем смысл и цель нашей жизни и делаемся способными войти в непреходящее блаженство Царства Небесного. Вот потому всегда и нужно помнить, что живем мы – Христом. Говорит святой апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Этой жизнью вечной, живя во Христе и со Христом, мы, повторю еще раз, осуществим смысл и цель своей жизни, а это, по святым словам Евангелия, есть блаженство непреходящего Царства Божиего. В это-то блаженство Царства Небесного войти уже в этом мире желаю и вам, и себе.
О христианской ревности
Спаситель выгнал торговцев из храма, как об этом говорится у апостола Иоанна, из ревности, потому что после этого события ученики его вспомнили, что к нему относятся слова: «Ревность по доме Твоем снедает Меня». Здесь Господь показывает нам пример ревности. Но если мы хотим в любой ситуации знать, какой должна быть наша ревность, то необходимо обратить особое внимание на слова апостола Павла о тех представителях народа иудейского, которые не приняли Христа. О них апостол говорит: «Ибо свидетельствую им, что имею ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10: 2).
Истинная ревность есть та, которая разумная, евангельская, как та, что показал Спаситель. Такую ревность должны иметь и мы – разумную ревность. Если ее будем иметь, то избежим любого фанатизма и всяких перегибов. Да поможет нам Господь, чтобы и мы имели ту же ревность в добродетели и в отношении всякого доброго дела, какую и Он имел по отношению к дому Отца Своего!
Эта история поразила меня не только явным и видимым проявления Промысла Божия в жизни людей, но и тем, какую власть, какое знание о чадах дает Господь духовным отцам, пастырям. Как приоткрывает им Свой замысел, позволяет чудесным образом подняться над ковром бытия и в переплетении дней и событий, красок и нитей, маленьких узелков и крупных узлов судьбы разглядеть властную руку Творца. И, уразумев замысел Художника, дать совет духовному чаду, указать правильный путь.
Как прекрасны осенние краски, как щедро Творец дарит нам эту радость многоцветной прозрачной поры, богатой золотом и багрянцем, бередящим душу курлыканьем улетающих стай, шуршанием листвы под ногами, моросящим холодом затяжных дождей! Какую благодарность чувствуешь Создателю за эту незаметную смену времён и погод: за весеннее яркое солнце и звон капели, за душистый аромат летнего разнотравья, за запах берёзовых дров морозным белоснежным утром, за щемящую сердце осеннюю грусть листопада и шорох дождя по прелой листве!
Ныне мы празднуем, братия, память св. великомученика Димитрия Солунскаго, имени коего посвящен храм, в котором стоим теперь. Сей великомученик именуется Солунским потому, что он родился и воспитался в греческом граде Солуне, или Фессалониках, был в этом городе главным начальником, а за тем пострадал в нем за Христа от языческого царя Максимиана и там же погребен был верными.
Из жития сего угодника Божия видно, что он очень любил отечественный свой город Солунь и ревностно охранял его от бедствий не только при жизни, но и по смерти своей. Так, когда сему городу угрожал большой голод, от которого жители его начали уже умирать, то святой Димитрий, обитавший уже в то время в горнем мире, видимо обходил морские пристани и приказывал купцам, имевшим в кораблях своих пшеницу, везти ее в Солунь и таким образом избавил сей город от голода; а после того многократно избавлял его от нашествия варваров.
В особенности замечателен один случай такого избавления, бывший во время греческого царя Маврикия, когда аравитяне, то есть сарацины или турки, обложили Солунь и сильно нападали на него. Тогда, говорит писатель великомученикова жития, некий богобоязненный и добродетельный муж по имени Иллустрий, пришедший ночью в притвор церкви святого Димитрия и усердно молившийся в нем Богу и страстотерпцу Христову о защищении своего города, видел следующее дивное явление. Ему представилось наяву, что два ангела, в виде двух светлых юношей, вошедши во храм святого чрез растворившиеся пред ними церковные двери, громко сказали: «Где живущий здесь господин?» На сей зов их сначала явился юноша, как бы слуга, который, спросив их, зачем они требуют господина его, и указав им на гроб великомученика, сказал, что здесь почивает господин его, а затем отнял завесу, бывшую пред гробом. Тогда вышел святой Димитрий в великом сиянии и, поцеловавшись с ангелами, спросил их, зачем они пришли к нему? На это ангелы ответили: «Владыка послал нас к твоей святости, повелевая тебе оставить град Солунь и пойти к Нему, потому что Он хочет предать сей город врагам».
Как-то раз много лет тому назад ко мне подошел один юноша студент. Нерешительно, но в то же время с настойчивостью ищущего человека, он заявил, что неверующий, что очень хотел бы уверовать, но не смог. Годами он пытался обрести Бога, но безуспешно.
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау)
Нелегко наследовать Царство Божие, но православное сердце не должно смущаться. Лик дивных угодников Божиих и Первенствующая в этом лике Дева Мария, опытом веры нашей знаем мы, всегда с нами. Она, по слову святого Иоанна Златоуста,– первая Преемница Божественных даров и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее в нуждах и обстояниях.
История нашей Церкви Русской, история нашей державы Российской хранит немало примеров такой помощи. Сегодняшнее празднование по случаю четырехсотой годовщины явления в 1579 году во граде Казани иконы Божией Матери, посему именуемой «Казанской», – тому убедительное свидетельство. С того далекого времени, после чудесного явления чудотворного Казанского образа Божией Матери, усердием благоговейных рук иконописцев было сделано с нее несколько списков, одному из которых Господь благословил пребывать в нашем Богоявленском соборе. Сегодня мы здесь по нашей благочестивой русской традиции усердно молились Божией Матери в окружении многих дорогих верующему русскому сердцу святынь, преклоняли пред ними наши головы, принося благодарение за все благодеяния, на нас бывшие, на Церкви нашей, на Родине нашей.
Творя молитвы перед «Казанской», как именует этот образ простой верующий русский народ, я невольно уносил мой мысленный взор в то далекое время русской истории, с которым связаны воспоминания о чудесной помощи Божией Матери нашей Родине – Святой Руси.
У Казанской Божьей Матери Дивно светел вечный взгляд, Жены, дочери и матери Перед ней с мольбой стоят. С. М. Городецкий
Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.
Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.
Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
В очередном выпуске программы «Слово пастыря», который вышел в эфир в канун праздника Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл размышляет о духовном значении событий 400-летней давности, когда в России была преодолена Смута.
Символические пояски, освещённые в ноябре 2011 года у Пояса Пресвятой Богородицы в Москве и других городах большой России, и доныне пересылаются, передаются на Украину. Так будет и сейчас – иконки, освящённые у Гефсиманской Плащаницы, привезённой из Иерусалима на Украину, разойдутся по всей Руси – Великой, Белой, Малой… Православие – столп единства Русского мира.
Примите соболезнования, дорогие читатели. На нас грядет очередное бедствие. Не пожар, не ураган, не глад, не трус и не потоп. И не нашествие двунадесяти языков. Хуже. Праздник Хэллоуин. Правда, один мой знакомый батюшка заметил: «Мы в Калуге его холуином называем». И действительно, холуйский праздник.
Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил рассказал нам о правильных отношениях людей Церкви и общества, о том, что отвечать, когда осуждают священников, о современной миссии, долготерпении и о том, что нужно сделать, чтобы в деревнях перестали пить.
– Отец Павел, совсем скоро часть нашего населения устремится в ночные клубы, выйдет на улицы, чтобы отметить «праздник» под названиемHalloween. О том, что это плохо, всем православным христианам и так известно, поэтому хотелось бы поговорить о другом: как вести себя в той ситуации, когда часть родных и знакомых начинает сходить с ума?
Святой Иоанн был рукоположен в епископа Суздальского Константинопольским патриархом около 1340 года. Когда он служил в этом сане первую литургию, его окружил великий свет, знаменуя благодать, которую он будет распространять вокруг себя. Иоанн удостоился дара наставления и умел говорить с людьми просто, чтобы научить святым догматам и привести души к покаянию. Исполненный милосердия к несчастным, он основал больницу, управление которой поручил двум благочестивым священникам. Благодать Божия наиболее действенно изливалась через святого епископа ради утешения и исцеления больных. Они выстраивались вдоль его пути и бывали исцелены от одного прикосновения святителя.
Однажды во время Божественной литургии суздальский князь Борис Константинович увидел прекрасного человека, облаченного в сияющие одежды, который служил вместе с епископом, и попросил святого открыть, кто был тот человек. Святитель Иоанн ответил: «Если Бог явил тебе это видение, осмелюсь ли я его от тебя скрывать? То был ангел Господень, который не только сейчас, но и всегда служил со мной, недостойным. Но не рассказывай этого никому, пока я жив!» Действительно, святой не любил, когда говорили о его добродетелях, и учил, что величайшая добродетель та, которая достигнута в тайне.
Несмотря на все свои благодеяния, святитель Иоанн пал жертвой наветов некоторых завистливых клириков и был осужден на изгнание. Покидая город, он вознес такую молитву: «Господи, не вмени им это в грех!» Вскоре Бог поразил клеветников слепотой, и они припали к ногам святого, вымаливая прощение. Святитель Иоанн исцелил их, и впоследствии люди возвели церковь в память об этом событии.
Уйдя на покой около 1363 года, святой епископ провел последние годы в безмолвии, в Боголюбском монастыре. Он мирно почил 15 октября 1372 года. Его честные мощи покоятся в соборе города Суздаля, где от них совершаются чудеса.
…Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.
Патриарх Алексий II
По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.