Воскресенье, 29 Июня 2025
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи, г. Кировск

Цена объятий

И. Босх. Блудный сын. 1510 г.

Игумен Нектарий (Морозов)

Объятия Отча отверсти ми потщися,
блудно мое иждих житие,
на богатство неиждиваемое
взираяй щедрот Твоих, Спасе,
ныне обнищавшее мое да не презриши сердце.
Тебе бо, Господи, умилением зову:
согреших на Небо и пред Тобою.

Раз в году звучат на богослужении эти слова, в Неделю о блудном сыне, за всенощной. Где-то поются, трогая душу, проникая до самой глубины ее, где-то читаются, скоро и невнятно, никак не обращая на себя внимание, не давая понять заключенный в них смысл. Кому случалось бывать на монашеском постриге, тому в этом смысле повезло больше: там этот тропарь поется трижды, пока постригаемый ползет из притвора храма к алтарю, от грешного мира, куда он удалился, к сим любезным объятиям.

Евангелие о блудном сыне читается за литургией, и в нем много всего, что требует нашего внимания, что заставляет нас задуматься или должно заставить. Неразумие и наглость одного сына. Самомнение и жестокосердие другого. Пища свиней. Любовь отца. Его дары.

 

Поучение в неделю блудного сына. О покаянии

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Возлюбленные братия! Святая Церковь, эта чадолюбивая мать верующих, родившая их во спасение и принимающая на себя все заботы, чтоб чада ее не лишились своего наследия – Неба, приготовляя их к успешному совершению наступающего подвига святой Четыредесятницы, постановила сегодня читать на Божественной Литургии притчу Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне.

Поучение в неделю блудного сына. О покаянии

 

О борьбе со страстями

Ольга Рожнёва

Из наследия Оптинских старцев

Оптинские старцы много писали о страстях, которые преграждают людям путь к спасению, и учили своих чад бороться с ними.

Символическое изображение страстей на фреске Страшного суда

Символическое изображение страстей на фреске Страшного суда

Преподобный Макарий писал:

«Страстей много есть в нас, но главных три: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие; а от сих еще пять, о коих подробно пишут святые Кассиан и Hил Сорский и как оным противиться. Еще у святого Исаака много писано о страстях и у прочих отцов».

 

«У Бога на каждого из нас есть планы»

Ник Вуйчич

Родившийся без рук и без ног, Ник Вуичич с самого детства верил, что Бог создал его таким для какой-то особой цели. И однажды понял свое предназначение. «Господь взял мое необычное тело и наделил меня способностью воодушевлять и вдохновлять людей. У Бога есть планы на людей, планы, которые дают людям надежду и будущее», – пишет он в своей книге «Жизнь без границ», фрагменты из которой мы предлагаем вашему вниманию с любезного разрешения издательства «Эксмо».

«У Бога на каждого из нас есть планы»Я далеко не сразу понял, что же хорошего в том, что я родился именно таким. Когда моя мама забеременела, ей было двадцать пять лет. Она – по профессии акушерка – работала медсестрой в роддоме и заботилась о сотнях матерей и младенцев. И забеременев, сразу же стала следить за своим питанием, с осторожностью относилась к лекарствам, не пила спиртного, не принимала аспирин и другие обезболивающие. Она обратилась к лучшим врачам, и они заверили ее, что беременность протекает нормально.

И все же что-то ее беспокоило. По мере приближения родов мама несколько раз делилась своей тревогой с мужем. Постоянно твердила: «Надеюсь, с ребенком все будет нормально».

Во время двух ультразвуковых исследований врачи не заметили ничего необычного. Они сказали моим родителям, что у них будет мальчик, но ни словом не обмолвились о том, что у ребенка нет конечностей! Я родился 4 декабря 1982 года. Сначала маме меня не показали, но она сразу же спросила у врачей: «С ребенком все нормально?». Ответом ей было молчание. Секунды шли, а маме все еще не показывали младенца. Она почувствовала неладное. Врачи не спешили вручить ей ребенка: вызвали педиатра, отошли в дальний угол комнаты и стали осматривать меня и совещаться друг с другом. Когда мама услышала мой громкий плач, успокоилась. Но отец, который еще во время родов заметил, что у меня нет руки, почувствовал головокружение, и его вывели из комнаты.

Сестры и врачи были потрясены моим видом. Они быстро укутали меня в пеленки. Мама видела, как расстроены медики. «Что случилось? – спросила она. – Скажите, что с моим ребенком?».

Врач не отвечал, но мама настаивала. И тогда он ограничился медицинским термином: «Фокамелия».

Мама всё поняла, не могла в это поверить. Фокамелия – это уродство или отсутствие конечностей.

 

«Приходите ко мне на могилу, и я вам помогу»

Чудеса архиепископа Серафима (Соболева)

26 февраля 1950 года отошел ко Господу замечательный пастырь и подвижник, борец за чистоту Православной веры архиепископ Богучарский Серафим (Соболев). Рождённый и воспитанный в России, он нашёл место своего последнего упокоения в Болгарии, где служил с 1921 года. Как богослов он известен своей непримиримой позицией по отношению к экуменизму, модернизму и софиологической ереси прот. Сергия Булгакова. При этом сами болгары гораздо больше знают «дедушку Владыку Серафима» не как богослова, а как подвижника благочестия и святого, которому Господь даровал изобильную благодать чудотворений. Школьники и студенты приходят к раке «дедушки» в Никольский собор Софии, чтобы испросить хорошей оценки на экзамене; больные раком – с просьбой об исцелении; печальные и скорбящие – с надеждой на утешение.

Архиепископ Серафим (Соболев)

Архиепископ Серафим (Соболев)

 

Икона Божией Матери Иверская

Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы

Иверская икона Божией Матери…Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.

Патриарх Алексий II

По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.

 

Старушка

Протоиерей Андрей Ткачев

СтарушкаСтарушка, что называется, зажилась. До последнего у себя в селе вставала с петухами, возилась по дому и возле дома и только с наступлением холодов позволяла внукам забрать себя на зиму в город. К концу поста городская квартира уже мучила её, хотелось на воздух, к земле, к своей хатке, которую перед Пасхой нужно было и проветрить, и убрать, и украсить. Но этой весной домой её не отвезли. Ослабла бабушка. Ослабла вдруг сразу, как будто сила ушла из неё так, как уходит воздух из развязанного надувного шарика. Сначала она вставала и ходила по квартире, в основном до туалета и обратно. Затем и этот путь стал для неё непосильным. Маленькая и тихая, как больной ребёнок, она лежала в отведённой для неё комнате. Внуки вставали рано и, попив чаю, уносились на работу и по делам. Правнук уходил в школу. Поэтому для старушки наняли сиделку, и та ухаживала за бабушкой. В её комнате было чисто и тепло. Ела она мало, меньше младенца, и ежедневным занятием её было смотреть в окно напротив и читать по памяти молитвы.

Такой я и увидел её, высохшей, с заострившимися чертами лица, лежащей на спине и смотрящей прямо перед собой. Меня пригласили её причастить. Зная по опыту, что люди часто зовут священника к больному, когда тот уже ни есть, ни говорить не может, то есть не может ни исповедаться, ни причаститься, я спросил перед приходом, может ли она исповедоваться. «Она у нас очень набожная, и сейчас только и делает, что молится», — отвечала внучка.

 

Лебедь, или Вечер Сен-Санса

Протоиерей Андрей Ткачев

Лебедь, или Вечер Сен-СансаМишка был крепкий парень и не робкого десятка. Отжимания на кулаках, пробежки в любую погоду, спарринги и всё такое. Но те двое, которым он попался «на зубок» поздно вечером у ларька с сигаретами, оказались крепче. Вот уже несколько лет прошло, как Мишка на кулаках не отжимается, по мешку не бьёт и в парах не стоит. Вместо этого Мишка всем улыбается и через каждые секунд тридцать странно подёргивает головой. Работает он, ввиду полной своей безопасности, в детском садике дворником.

Зато Григорий как занимался любимым делом, так и занимается. Хотя он и не здоровый вовсе, и его, как и всех в нашем городе, рано или поздно встречали вечером такие люди, после общения с которыми тоже можно начать всем улыбаться.

Гриша — представитель самой немужественной в глазах нашего нордического населения профессии. Гриша — скрипач. Ни разводной ключ, ни молот, ни тугая баранка старого грузовика мозолей на Гришиных руках не оставили. Весь спектр своих чувств он, в отличие от нормальных пацанов и мужиков, одними только матами выразить не способен. И в плечах он не широк, и смотрит на мир открытым взглядом, а не из-под неандертальских надбровных дуг. Даже плюнуть сквозь зубы у него получается только на метр, а не на три, как у любого нормального в нашем городе человека. И, тем не менее, какая-то сила в нём есть. А иначе как бы он до сих пор играл на своей скрипке, если даже такие парни, как Мишка, уже несколько лет всем улыбаются?

 

В Киеве прозрела слепая девушка

Екатерина Караваева

Все мы слышали о чудесах, произошедших где-то там и когда-то. Но чудеса совершаются и сегодня: в конце 2012 года в Киево-Печерской Лавре возле чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» прозрела ослепшая девушка (храм Всех преподобных отцов Печерских). Израильские и украинские врачи подтверждают факт чуда, подчеркивая, что с диагнозом «опухоль зрительного нерва» человек не может ничего видеть. С таким диагнозом присваивается инвалидность 1-й степени, и медицина бессильна что-то исправить. Лене Мельниченко помогла чудесно Пресвятая Богородица – не где-то и когда-то, а здесь и сейчас.

Лена Мельниченко у иконы «Всецарица»

Лена Мельниченко у иконы «Всецарица»

 

Искушение

Сергей Мазаев

Чтение Евангелия можно сравнить с восхождением на Эверест: издалека белоснежные вершины вызывают восхищение, но по мере приближения к ним непривыкший человек начинает испытывать нарастающую тревогу и дискомфорт. Тому, кто слышал о Христе краем уха, Его учение кажется романтическим рассказом о свободе, любви и всепрощении. Но тот, кто честно попытается построить свою жизнь по Евангелию, скоро убедится: этот «маршрут» относится к высшей категории сложности. В словах Спасителя можно встретить такие истины, принять которые оказывается крайне трудно. Чтение Евангелия можно сравнить с восхождением на Эверест

В работе под названием «Сумерки идолов» Ницше писал: «Некогда из-за глупости, заключающейся в страсти, объявляли войну самой страсти: давали клятву уничтожить её...

 

«Видеста очи мои…»

Протоиерей Андрей Ткачев

Сретение Господне. Деталь фрески. Сретенский монастырь

Сретение Господне. Деталь фрески. Сретенский монастырь

Один из самых известных псалмов – 90-й: «Живый в помощи Вышняго». У нас он читается в чине шестого часа, на панихидах и погребении. Его мы также читаем, желая оградить себя Божественной помощью в сложных или даже опасных обстоятельствах. Подобным образом он использовался и в иудейской традиции. Его читали на погребениях, в утренних молитвах и в молитвах субботы.

 

Слово на Сретение Господне

Святитель Феофан Затворник

Сретение Господне

Сретение Господне

Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!..

Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем. Те были блаженны – видевше; мы же будем блаженны – не видевше, но веровавше. Приложите внимание. Я коротко укажу вам, как сего достигнуть. – Вот что сделайте и делайте.

1. Прежде всего покайтесь. Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, что б вы ни сделали без него, все – всуе. Так, прежде всего покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в сретение Господу и первое вступление на сей путь.

 
 

Праздник Рождества Христова. Детский спектакль

Главный вопрос

Действующие лица: Ведущая, Дух, Душа, Тело.

Ведущая: Действие происходит в летнем православном лагере.

Душа: Открывается заседание нашего собрания. На повестке дня один вопрос: остаться в православном лагере на вторую смену или ехать домой. Что делать?

Тело. Что делать, что делать — чемоданы собирать! Все, не могу больше, спать хочу, поесть по-человечески!

Душа. Да, дома и детективчики недочитанные остались, и любимый телевизор уже, наверное, пылью покрылся.

Дух. Господа, господа, но ведь не хлебом единым жив человек!

Тело. Вот-вот, и я о том же. Можно и стаканчик молочка на ночь выпить.

Дух. Да, я не о том, я о Небесном Хлебе говорю.

Душа. Да, а какие песни здесь поют... Просто не нарадуюсь.

Тело Ну, песни можно и дома послушать. Ляжешь на диван, включишь магнитофончик — тут тебе и Афон, и Лавра.

Душа. ... И проповеди. Да вообще, я все это уже знаю. Сколько можно об одном и том же?

Дух. А как же молитва?

 

Житие блаженной Ксении Петербургской

«…Ты бо еси граду сему похвала и утверждение»
(Кондак, глас 3)

Святая блаженная Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения Петербургская

Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года блаженную Ксению Петербургскую причислили к лику святых.

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла в Петербурге. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Феодорович Петров. О детстве и юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении – внезапная смерть мужа, умершего без христианского покаяния.

Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг – казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека – разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему.

Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком костюме пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. Ксения же, как потерявшая рассудок, утешала их говоря: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». Так началось ее скитание по улицам Петербурга.

 

5 вопросов о святой блаженной Ксении Петербургской

Сергей Милов

6 февраля Русская Православная Церковь празднует памяти святой блаженной Ксении Петербургской. История женщины, которая ради служения Богу и людям отреклась от всего, удивляет и заставляет задумываться до сих пор. О личности, истории канонизации и духовном подвиге блаженной Ксении Петербургской, а также о том, кто такие юродивые и есть ли они в наше время, мы спросили настоятеля храма во имя Смоленской иконы Божией Матери и часовни блаженной Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге протоиерея Виктора Московского.

Протоиерей Виктор Московский

Протоиерей Виктор Московский

1. Отец Виктор, за что конкретно, за какие духовные подвиги канонизировали Ксению Петербургскую?

- Церковь канонизировала блаженную Ксению, прежде всего, за ее любовь к народу Божию, за ее терпение, за ее молитвы. Она совершала свой молитвенный подвиг и в холод, и в зной – молилась за весь город Санкт-Петербург, за всю страну.

За добрые дела, которые она творила буквально всем, особенно обиженным и страдающим. Если блаженная Ксения гладила ребенка, то это было счастьем для родителей, если она с кем-нибудь проезжала на повозке – это считали за хороший знак. Поэтому любовь, милосердие, духовная чистота, служение Богу и людям с полной отдачей – все это послужило основой для канонизации Ксении Петербургской. Здесь можно отметить и тот факт, что народное почитание блаженной Ксении началось задолго до ее канонизации, а это тоже о многом свидетельствует.

 
« НачалоПред.71727374757677787980След.Конец »
Наверх