Алексей Солоницын
В гулком храме я стоял среди людей, готовящихся к исповеди. Их было немного, человек пять-шесть.
Впереди меня оказалась статная женщина, в черном шерстяном платье, в белой газовой косынке на крашеных желтых волосах. Косынку она то и дело поправляла, и я невольно видел ее тонкие пальцы с перстнем из красного чешского стекла.
У аналоя стоял весь как лунь седой батюшка, с бледным лицом, с усталыми мудрыми глазами, – я знал, что он только-только выписался из больницы после тяжелой операции. И прихожане это знали, и потому, как мне казалось, каждый должен был исповедаться как можно короче, назвав главные свои грехи. Я уже решил, что сегодня скажу, и думал, что каждый поступит так же.
Женщина в черном платье сделала несколько шагов к аналою, где ее ждал священник, и вдруг резко остановилась, прижав руки к груди.
|
Подробно
|
Протоиерей Александр Салтыков
Начался Рождественский пост, и, как это часто бывает в дни духовных испытаний, вновь некоторых начинает смущать искусительный вопрос: а так ли уж обязательно столь долго – 40 дней – поститься? Наш корреспондент обратился к протоиерею Александру Салтыкову – настоятелю храма Воскресения Христова в Кадашах, декану факультета церковных художеств ПСТГУ, автору многих книг и публикаций – с просьбой объяснить, для чего пост необходим христианину, в чем смысл и значение постов вообще и Рождественского поста в частности. Вот что сказал отец Александр:
Пост дисциплинирует человека
– Почему необходим пост? По нескольким причинам. Самая очевидная и самая наглядная причина (и наиболее, я думаю, понятная) заключается в том, что человеку просто-напросто нужно иметь внутреннюю дисциплину. И в этом смысле пост есть некое дисциплинирующее начало. Нельзя же жить по принципу «хочу»: хочу того, хочу этого, хочу, чтобы всё у меня было… Из-за этого необузданного «хочу», когда, например, дети не встречают никаких препятствий со стороны старших и опытных людей, нередко вырастают преступники. Не всегда, конечно, но бывает и так, и нередко. Поэтому очень важно, чтобы дисциплинирующее начало существовало в жизни каждого человека.
|
Подробно
|
Протоиерей Артемий Владимиров
Мать-Церковь, дорогой читатель, имеет обыкновение загодя, то есть задолго до наступления самого празднества, готовить своих детей к событиям чрезвычайным, составляющим центральную ось земного и вечного бытия. К таковым, без сомнения, принадлежит Христово Рождество, или явление Бога во плоти.
Вся история человеческого рода, начатая грехопадением праотцев, Адама и Евы, продолженная историей их потомков, историей народов и царств (а преимущественно историей древнего Израиля), — вела и привела к Вифлеему, к таинственному вертепу, где впервые явил нам Свой дивный младенческий лик Спаситель мiра, Христос!
Нет ничего удивительного, что и два с лишним тысячелетия спустя, мы, питомцы Церкви Христовой, не вдруг и не сразу празднуем Господне Рождество, но прежде вступаем в сорокадневный пост (как определено святыми отцами издревле), чтобы мало-помалу озариться и просветиться чудным светом Рождественской ночи…
|
Подробно
|
Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.
|
Подробно
|
Анна Ерахтина
Мнения экспертов и священников о новом законопроекте
Законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за публичные призывы к «расчленению России», в ближайшее время намерены представить в Госдуму депутаты от КПРФ. В проекте четко прописано, кого именно и при каких условиях сочтут государственным преступником. Ранее аналогичный законопроект был внесен депутатами фракции «Единая Россия».
Наш корреспондент обратился к одному из инициаторов законопроекта – депутату Евгению Федорову – с просьбой рассказать, насколько важно для России принятие подобного закона. Своими мнениями о данной инициативе поделились российский политический и общественный деятель Николай Стариков, а также священники – протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, и иерей Димитрий Фетисов, ассистент кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.
|
Подробно
|
Анна Сапрыкина
Пушкин с горячностью воскликнул: «Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике». «По-славянски?» – спросил Хомяков. «По-славянски, – подтвердил Пушкин, – я сам их обучу ему». Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви
Русская сельская школа уже теперь обязана сообщать своим питомцам знание церковнославянского языка… это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придает жизнь и смысл изучению языка русского. С.А. Рачинский. Сельская школа
|
Подробно
|
Фарида Савельева, Священник Павел Гумеров, Надежда Храмова
Рецепты сохранения семьи от священника и психолога
Развод — настоящее стихийное бедствие нашего времени. По статистике распадается каждый второй брак, при том что ещё 10 лет назад распадался каждый третий. Участились разводы людей, состоящих в венчанном браке. Поломанная жизнь, утраченная для многих надежда на построение личного счастья, несчастные дети, которые с большой долей вероятности усвоят подобную модель поведения взрослых, неизбежное умаление роли семьи и семейных ценностей в обществе — вот лишь самые очевидные последствия разводов.
Выяснить основные причины разрушения семьи, а главное – посоветовать, как ее сохранить, собрались священник Павел Гумеров, настоятель московского храма в честь святых благоверных Петра и Февронии Муромских, Надежда Григорьевна Храмова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной антропологии и психологии Уральского государственного технического университета, и Фарида Нутфулловна Савельева, кандидат технических наук, учитель школы и президент общественной организации «Родители, педагоги и учёные за нравственную традиционную российскую школу».
|
Подробно
|
Александра Никифорова
21 декабря 1906 года после окончания Божественной литургии на пороге храма клиники Института экспериментальной медицины был убит градоначальник Санкт-Петербурга Владимир Федорович фон дер Лауниц. Его духовник протоиерей Константин Богоявленский записал тогда: «Убили идеально честного человека, доброго, примерного семьянина, верного и прямого слугу царя, редкого, горячего патриота. Убили именно за эти, дорогие всем русским чисто характерные русские качества и черты».
О В.Ф. фон дер Лаунице рассказывает историк Владимир Соколов-Лермонтов, преподаватель художественного училища в Ставрополе:
– Многие современные исследователи пишут о том, что трагедия России начала XX века заключалась в том, что между государем и народом оказалась прослойка людей, чуждых и государю, и народу, и России. И вот на этих людях лежит ответственность за то, что произошло. Они присягали государю на верность, он дал им всё: звания, чины, награды – только служите России. А они оказались предателями России. История не терпит сослагательного наклонения, но думается, что если бы Владимир Федорович был в 1917 году рядом с государем, то в царском дневнике никогда не появились бы горькие слова: «Всюду измена, трусость и обман».
|
Подробно
|
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Небесных воинств архистратизи»: их праздник сегодня. Хотя, конечно же, не только сегодня, но каждое мгновение человеческой жизни мы находимся не только в этом, земном, мире, но и в мире духовном, «умном» мире, как называют его Святые Отцы. Человек – это часть и мира материального, и мира духовного.
«Небесных воинств архистратизи». В этом тропаре, который воспевается Церковью сегодня, подчёркивается то знание Церкви о непрекращающейся войне, брани, которая продолжается в духовном мире.
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
|
Подробно
|
Дмитрий Соколов-Митрич
Что-то мне в последнее время все труднее вести разговор с людьми, у которых нет детей. Они какие-то нервные, одержимые и неуловимые. Прямые, глухие и беспощадные. Они презирают диалектику и обожают дидактику. Они по-чернышевски требовательны к человечеству и по-достоевски снисходительны к себе. Честно признаюсь — не люблю я бездетных. И чем дальше, тем больше. Старею, наверное.
Разумеется, бездетные бывают разные. Есть люди биологически бездетные и есть люди психологически бездетные. Человек может не иметь потомства, потому что так природа захотела, но при этом он думает, чувствует и живет как человек не бездетный и даже многодетный. И наоборот: ты можешь нарожать хоть пятеро детей, но при этом не жить с ними вообще, либо жить, но как будто не с ними. Потому что есть вещи более высокого порядка. Настолько высокого, что с той высоты даже себя самого не разглядеть.
|
Подробно
|
Митрополит Лимассольский Афанасий
В публикуемой ниже беседе митрополит Афанасий комментирует отрывки из книги старца Софрония о преподобном Силуане Афонском и приводит объяснения того, как благодать Божия действует в человеке, что такое духовная борьба и почему ее необходимо вести.
***
«У святого Силуана начались различные изменения в духовном состоянии: иногда посещение благодати, в другой раз богооставленность, в третий же раз даже демонские нападения, и всё это вызывало в душе его боль и делало его борьбу всё более болезненной и трудной. Всецелое состояние духовной борьбы, однако, имеет конкретный смысл и цель: посредством его стяжается знание о том, как подкрадываются помыслы различных страстей и как действует благодать. Святой Силуан вступает в этап разумного подвига, и к основным вопросам его жизни добавляются и эти: как стяжается благодать, как она сохраняется, почему и по какой причине она оставляет душу»[1].
|
Подробно
|
С праздником в честь Казанской иконы Божией Матери и Днем Народного Единства
ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ВЛАДЫКАМ, ДУХОВЕНСТВУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Ваши Преосвященства, дорогие Владыки, Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, престольным праздником Казанского кафедрального собора Санкт- Петербургской Епархии.
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери было установлено в Русской Православной Церкви в память об избавлении нашего Отечества от польских интервентов во время смуты 1612 года. Избавление совершилось благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы, после горячей молитвы перед Ее иконой. Это событие отмечается сейчас и как государственный праздник России – День Народного Единства.
Наши предки-славяне осознали себя единым народом только тогда, когда приняли истинную веру в Единого Бога и стали Народом Божиим. Свет Христовой Веры принес на нашу землю не только религиозные ценности, но и стал источником объединения и просвещения полуварварских племен, основой, на которой формировалась русская государственность и создавалась великая русская культура.
Единство русского народа основано на соборности, воспринятой нашими соотечественниками с момента Крещения Руси и много веков воспитываемой и хранимой Православной Церковью. Именно церковная соборность и общенародная молитва являлись той силой, которая помогала России отстаивать свою политическую и духовную независимость в тяжкие годы испытаний перед лицом внутренних врагов и иноземных захватчиков.
Так было и в 1612 году, когда народный дух был укреплен свыше по молитве перед чтимой Казанской иконой Богоматери, и народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского смогло освободить нашу страну от засилья чужестранцев и иноверцев. И именно это событие стало символом национального единства, основанного на православной вере, любви к Богу и Отечеству. Мы видим, что попытки объединения народа на других основаниях оказываются несостоятельными.
|
Подробно
|
Кристина Полякова
«Шум современного мира – просто шум, люди все равно читают... В тишине».
Слова отца Андрея Ткачева, автора книги «Страна чудес и другие рассказы», – лучший эпиграф, иллюстрирующий обстановку, в которой проходила церемония награждения независимой «Книжной премии Рунета 2013»: вокруг шумно, а внутри мир и спокойствие. Те же мир и спокойствие, что невидимо пронизывают писательские труды протоиерея Андрея Ткачева – настоятеля храма преподобного Агапита Печерского в Киеве, известного миссионера и проповедника, который специально приехал в Москву на торжественные мероприятия. Отец Андрей стал лауреатом в номинации «Выбор экспертов – художественная литература» (по неофициальной информации книга до последнего момента лидировала и в голосовании пользователей Рунета).
Высокая популярность сборника «Страна чудес и другие рассказы» среди читателей, прекрасные отзывы и огромный тираж (уже продано 120 тысяч экземпляров) отражают важную тенденцию в современном обществе – поиск, стремление человека к духовности, Богу, храму.
|
Подробно
|
Протоиерей Андрей Ткачев
Ничто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо и землю и все, что в них.
То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.
Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – Патриарх Ермоген, защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице. Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…
|
Подробно
|
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что Россия является духовной наследницей исторической Руси и обладает всеми признаками уникальной цивилизации.
«Под Россией следует подразумевать культурное многонациональное образование в совершенно конкретных исторических и географических измерениях, которое связано с Древней Русью. В каком-то смысле Россия — это синоним Руси», — сказал Патриарх Кирилл в своем Слове на открытии 17-го Всемирного русского народного собора.
«Когда я говорю о России, я всегда подразумеваю великое цивилизационное пространство», — подчеркнул он.
По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, Россию признавали самостоятельным и самобытным обществом выдающиеся русские и зарубежные ученые, включая Николая Данилевского, Арнольда Тойнби, Освальда Шпенглера, а также основоположников русской религиозной философии ХХ века.
|
Подробно
|
|
|