Именно в Церкви происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе.
***
Душа человека создана для жизни вечной. Бог создал душу человека, предназначенную для того, чтобы побеждать пространство и время. И всё то, что мы накапливаем в течение нашей жизни: наши мысли, знания, чувства, наш опыт, – не исчезает с физическим уничтожением нашего тела. В противном случае не имело бы смысла никакое развитие человеческого общества, не было бы никакого смысла в человеческой цивилизации…
Бог совсем рядом с нами. Он в радостном биении нашего сердца, когда мы испытываем чувство любви. Он вместе с нами, когда мы наслаждаемся красотой созданного мира. Он вместе с нами, когда мы созерцаем творения человеческие, вдохновленные Его силой, Его творчеством. Он с нами, когда мы делаем добрые дела, и особенно Он с нами, когда мы молимся…
Молитва – это великий труд. Попробуйте напряженно молиться, вкладывая в это все свои чувства, всю свою волю, – вы не сможете молиться больше нескольких минут. Не хватает сил…
Ничто не требует такой концентрации сил, как молитва… Чем нас больше, тем сильнее наша молитва к Богу. Как огненный столп, энергия нашей молитвы достигает Престола Божия. Вот почему Господь сказал: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»…
Храм – это не только место молитвы. Это и место назидания. Здесь читается слово Божие, здесь произносится проповедь. Те люди, которые ходят в храм часто и хорошо понимают славянские тексты, которые в том числе поются хором, в каждом предложении этих текстов могут услышать что-то для себя важное, значимое, порой, способное определить направление всей жизни.
Не приходится говорить о том, насколько насущно покаяние. Без него христианская жизнь немыслима. Даже начаться она не может без покаяния.
Оттого к покаянию все время возвращается православный человек. И не только мыслью, но и поступками – обязательно. Иначе получится, что наша вера без дел мертва.
Покаяние сопровождает христианина всю его жизнь, какая бы долгая, какая одухотворенная она бы ни была. Потеря покаянного духа означает попросту уход человека с духовного пути, уход на путь погибели.
Вот почему подвижники стремятся к непрестанному покаянию (назовем его так, по аналогии с непрестанной молитвой).
Само собой понятно, что к непрестанному покаянию любому человеку путь длинный и нелегкий. Можно ли на этом пути наметить какие-либо отдельные шаги? Можно ли описать способы, благодаря которым человек способен по нему двигаться? Несомненно.
Обратимся к огромному пастырскому опыту Православной Церкви. Замечательный духовник первой волны русской эмиграции, архимандрит Сергий (Шевич), отмечал, что мы каемся в грехе три раза: сразу по осознании греха, в конце дня, на исповеди[1].
Когда посеяно семя, должна сойти на него сила тепла и света, дабы оно возросло.
Когда посажено древо, должна прийти сила ветра, дабы его укрепить.
Когда домовладыка выстроит дом, он прибегает к силе молитвы, дабы его освятить.
Господь наш Иисус Христос посеял на ниве этого мира самое отборное семя. Должна была сойти сила Духа Святаго, да согреет и да осветит семя сие, чтобы оно росло успешно.
Бог Сын посадил на диком поле смерти древо жизни. Должен был налететь могучий вихрь Бога Духа Святаго, да укрепит древо жизни.
Превечная Премудрость Божия создала Себе домы из избранных душ человеческих. И Дух силы и святости Божией должен был сойти на домы сии и освятить их.
Божественный Жених избрал Себе Невесту, Церковь чистых душ, и Дух вечной радости должен был сойти, да обручит небо с землею и да облечет Невесту в одежду брачную.
Все свершилось так, как и было предречено. Дух Святый был обетован, и Дух Святый сошел. Кто мог обещать сошествие на землю Духа Всесильного, кроме Того, Кто знал, что Дух Сей послушает Его и сойдет? А по отношению к кому мог Дух Всесильный явить столь быстрое Свое послушание, если не по отношению к Тому, к Кому Он имеет совершенную любовь?
Возлюбленные братья и сестры! Сегодня Вселенская родительская суббота. Это словосочетание вводит нас в таинство Церкви, ибо Церковь есть Собор. Церковь объединяет всех, кто вошел в нее и остался в ней – тех, кто жил в апостольское время, когда родилась Церковь, и в наше время. Разница только в том, что одни уже прошли спасительный путь и вошли в Царство Небесное, а нам еще предстоит, как членам Церкви воинствующей, еще спасаться, преодолевая свою немошь внутреннюю, преодолевая сопротивление диавола, и самое трудное, наверное, – сопротивление мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, во зле лежит.
Всегда побеждает правда, всегда побеждает добро, потому что так восхотел Бог.
Когда у человека мирно на сердце, у него и физическое здоровье крепкое. У этого человека добрые отношения с окружающими людьми, он становится счастливым и благополучным. А человек злой носит в себе диавольский огонь, который испепеляет и его самого, и окружающих его людей. Такие люди всю жизнь живут в несчастье, им всегда чего-то не хватает, они всегда завидуют соседям, они живут беспокойно, причиняя горе самим себе и окружающим.
Всё, что я вам говорю, я говорю не от самого себя, а как бы от слова Божия. Нас Бог так научил. Он нас создал для того, чтобы мы были счастливыми. А для того, чтобы быть счастливыми, мы должны быть добрыми.
Из слова перед концертом надетском празднике «В гостях у патриарха в Переделкине»
10 июня 2013 г.
***
Плоть Спасителя – это наша с вами плоть. Ведь это то самое физическое тело, которое каждый из нас имеет, и это физическое тело, через искупительный подвиг Спасителя, через Его крест и воскресение вознесенное в тайну Святой Троицы, пребывает в Божественной жизни.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Святитель Лука[1] (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.
Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.
Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О родителях ее, о детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием.
По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.
Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.
Сегодня праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери. Как вы знаете, их всего три. По гражданскому стилю они выпадают на 3 июня, 6 июля и 8 сентября. До революции это были особо торжественные дни для нашего города. После литургии из Кремля обязательно выходил крестный ход, в котором шло все духовенство Москвы и высшие представители гражданской власти.
Чюдо новейшее, како избави Богъ преславный градъ Москву отъ лукаваго нашествия безбожьныхъ Татаръ молениемъ Пречистыя Его Матере и великихъ Русьскихъ чюдотворьцевъ знаменьми и виденьми страшьными и ужасными и како сами безбожьнии вскоре погибоша
Успенский собор Московского Кремля
«Царь царствующимъ и Господь господствующимъ Богъ Богамъ и всея твари Содетель дивно прослави раба Своего, благочестиваго великаго князя Василия Ивановича всеа Руси, и Свою благодать и премнопя щедроты умножи на немъ и державу отечествия его сугубо распространяше ему, и мнози царие и царевичи Ординьстии служаху ему, и всеми Руськими великими княжешями облада, и многи окрестныя страны и языцы и царствия покори ему Богъ, и сему позавиде безбожьный царь Маагмедъ Кирей Кримьский, сынъ Минъ-Гиреевъ, и всячески царь Маагмедъ Kиpей Кримьский, сынъ Минъ-Гиреевъ, и всячески умышляше озлобити христоименитое Росийское царствие. Многажьды же самъ устремляшеся со многими воиньствы воевати Украины великаго князя и, ничьто же успевъ, съ срамомъ отбегаше, Богу не попустившу ему».
Великий бо князь тогда миръ имея со всеми окрестными царьми и крали и съ прочими странами. И тогда безбожьный той царь Маагмедъ-Кирей, яко время удобно улучивъ своему лукавому злохитрьству, ведый 6о известно, яко великий князь тогда ниоткуду брани на ся не надеяшеся и самъ въ то время брани не составляше ни на кого же. Воиньствеши же его людие мнози тогда во своихъ областияхъ безъ опасения учрежахуся. И тако поганый вместо братства и дружьбы и любовнаго завета на кровопролитие уготовися…
Нет, наверное, священника, который не отвечал бы регулярно этими или похожими на них словами на то и дело звучащий у аналоя с Крестом и Евангелием вопрос: «Что мне, батюшка, делать?!». И как же часто бывает, что человек, получив этот ответ, отходит, понурив голову, словно понимает: да, дело плохо, тут уж НИЧЕМ НЕ ПОМОЖЕШЬ! А мы видим это и провожаем отходящего взглядом, полным удивления, огорчения, осуждения, а то и попросту — равнодушным.
На самом же деле надо бы человека догнать, вернуть, объяснить такую простую и важную одновременно вещь: в том-то и дело, что помочь можно. И не беда, что способ назван лишь один, он от этого менее действенным не становится.
Сколько в жизни ситуаций, обстоятельств, когда наших сил решительно недостаточно для того, чтобы обеспечить желаемый результат! Или когда вообще понятно: что бы мы ни делали, все будет без толку либо даже обратится во вред. Женщина жалуется на мужа: пьет, денег нет, бьет, расстаться она с ним не может — дети общие, да и любит его. У другой муж неверующий, каждый разговор о Боге приводит к ссоре, мало того — заканчивается скандалом, богохульством. А у этого мужчины жена тяжело больна, сколько еще проживет, лишь Господь знает, и на руках дети малые. Кто тут, кроме Бога, поможет, кто все это преобразит, изменит? Как здесь не понять — «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5)?
Стоит человек, поведавший священнику что-то подобное, и смотрит на него, ожидает ответа, совета. Какого — сам не знает. Но ждет: если батюшка не ответит, то куда еще податься?
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что Церковь является носителем исторической памяти народа и потому должна открыто говорить ему о том, чего надлежит всячески избегать и по какому пути идти.
«Мы должны возблагодарить Господа за возрождение веры, Церкви в нашем Отечестве. Когда я говорю об Отечестве, я имею в виду всю историческую Русь и Россию современную, Украину, Беларусь, Молдову, страны Средней Азии — все те пространства, где Русская Православная Церковь несет свое служение», – сказал Патриарх Кирилл в своем Слове на открытии заседания Священного Синода в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге.
«Мы должны возблагодарить Господа и, с другой стороны, продолжать наши молитвы и усилия, чтобы исторический путь нашего народа был ясным, прямым и направленным к достижению тех целей, которые Бог благословляет. Тогда на нашем пути не будет разрушений, которые придется с энтузиазмом преодолевать следующим поколениям», – добавил он.
По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви в стенах исторического здания Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге принимались важнейшие решения, касавшиеся жизни Церкви и Отечества.
Се здрав был ecи: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14). Такое завещание дал Господь исцеленному Им расслабленному, как мы слышали сегодня в Евангелии.
Возлюбленные братия! Это завещание Господа имеет для нас значение величайшей важности. Оно возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям, более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога.
Грех — причина всех скорбей человека и во времени и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие. Грех в обширном смысле слова, иначе падение человечества, или вечная смерть его, объемлет всех человеков без исключения; некоторые грехи составляют печальное достояние целых обществ человеческих; наконец, каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему. Грех, во всех этих различных видах, служит началом всех скорбей и бедствий, которым подвергается вообще человечество, подвергаются человеческие общества, подвергается каждый человек в частности.
Состояние падения, состояние вечной смерти, которою заражено, поражено, убито все человечество, есть источник всех прочих согрешений человеческих — и общественных и частных. Расстроенное ядом греха естество наше стяжало способность согрешать, стяжало влечение ко греху, подчинилось насилию греха, не может не производить из себя греха, не может обойтись без него ни в каком виде деятельности своей. Никто из человеков не обновленных не может не грешить, хотя бы и не хотел грешить[1].
Первый день на итальянской земле. Русское подворье
21 мая 2007 г. в итальянский город Бари, где покоятся свв. мощи святителя и чудотворца Николая, со всего мира стали съезжаться православные паломники. Вечером этого дня на Русском Подворье Высокопреосвященнейшим Варсонофием, архиепископом Саранским и Мордовским, в сослужении настоятеля подворья протоиерея Владимира Кучумова и других священников, было отслужено Всенощное бдение.
Юные паломницы в аэропорту г. Бари
На берегу Адриатики
Архитект. комплекс русского подворья
Храм свт. Николая на Русском подворье
Памятник святителю у входа в подворье
Мозаика над входом в русское подворье
Икона перенесения мощей свт. Николая в Бар-град
Икона строительства церкви свт. Николая в Бар-граде
В начале прошлого века в приемной Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елисаветой в Москве, стояла небольшая модель церкви по проекту архитектора Щусева - для далекого итальянского городка Бари. Настоятельница обители давно мечтала построить храм и несколько зданий для русских паломников, приезжавших на солнечный итальянский берег поклониться мощам одного из самых почитаемых на Руси святых – святителя Николая чудотворца.
22 мая по новому стилю вспоминается перенесение святых мощей святителя и чудотворца Николая из города Миры в Ликии (Малая Азия, сегодня – на территории Турции) в итальянский город Бари, где они хранятся и доныне.
Трудно представить город на Руси без храма, посвященного святителю Николаю чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. Не зря иностранцы величали святого Николая «русским заступником». Все узнают его лик на иконах – святого, всегда спешащего помочь в беде и печали. Заметим, что иконография святого разнообразна. Появлялись иконы Николы Ратного, Путного и Мокрого - святитель Николай почитался покровителем путешествующих (особенно по морю), а также ратников, крестьян и купцов. Икона Николы Зарайского изображает святого Николая, благословляющего правой рукой, а в левой держащего защищаемый им город. С мечом в правой руке угодник Божий изображен на иконе «Никола Можайский».
Ныне за Божественной литургией на Апостольском чтении Святая Церковь предлагает нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, такие слова апостола Павла из его послания к Евреям: Повинуйтеся наставникомъ вашимъ и покоряйтеся (Евр. 13, 17). А немного выше в том же послании Апостол говорит: Поминайте наставники ваша… подражайте вере их (Евр. 13, 7).
Здесь под наставниками разумеются апостолы, а затем их преемники, святые отцы Церкви. Указывая нам на эти апостольские слова, Святая Церковь хочет, чтобы мы во всем слушались св. отцов, и в особенности в области веры, без которой мы не можем угодить Богу и спастись. И это понятно. Святые отцы преподают нам веру спасительную – ту, о которой некогда сказал Господь: Иже веру иметъ и крестится, спасенъ будетъ; а иже не иметъ веры, осужденъ будетъ (Мк. 16, 16). Наставляя нас в этой спасительной истинной вере, святые отцы тем самым предохраняют нас от впадения в самый великий и пагубный грех — от впадения в веру еретическую, за которую апостол Павел налагает анафему, или проклятие, в словах: Аще мы, или ангелъ съ небесе благовеститъ вамъ паче еже благовестихомъ вамъ, анафема да будетъ (Гал. 1, 8). Да и сами святые отцы Церкви предохраняют нас от всякого изменения догматов веры, установленных ими на св. Вселенских соборах, ибо они проклинают на все века тех, которые допускали, допускают и будут допускать догматические изменения.
О, если бы мы всегда слушали святых отцов согласно данному апостольскому призыву! Тогда Господь скоро превращал бы все наши скорби в радости, ибо послушание Богу есть источник райского блаженства. А слушать святых отцов как преемников апостолов — это значит слушать Самого Бога. Вот почему Господь сказал: Слушаяй васъ, Мене слушаетъ: и отметаяйся васъ, Мене отметается (Лк. 10, 16).
Совсем недавно телеканал «Культура» показал в один день (4 мая 2013 года) четыре фильма о старцах: святителе Иоанне (Максимовиче), протоиерее Николае Гурьянове, преподобном Гаврииле (Ургебадзе) и архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Представляем Вашему вниманию сами фильмы.
Фильм 1-й Архиепископ Иоанн Шанхайский
Русский эмигрант Михаил Максимович принял постриг с именем Иоанн в Сербии, в 30-е годы получил архиерейскую кафедру в Шанхае, бежал вместе с русской общиной на Филиппины. Он написал послание президенту США с просьбой открыть границу для нескольких тысяч русских эмигрантов, каждый день сидел на ступеньках Капитолия, пока решение не было принято. Он был пастырем и покровителем православной общины Сан-Франциско, ел один раз в день и никогда не спал, только дремал по несколько часов в кресле…