Архиепископ Димитрий (Муретов)
Иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Матф. 10, 32), говорил Господь Иисус Христос ученикам Своим, требуя от них не одной веры и последования Себе, но и исповедания и проповедования сей веры пред человеками. Как верно и точно исполнили все они сию заповедь, свидетельствуют их проповеднические труды и подвиги и их страдальческая кончина. Их красные ноги обтекли всю вселенную, их духоносная проповедь огласила все языки, их апостольские труды сопровождались повсюду гонениями, страданиями, мученическою смертью за исповедание имени Господа Иисуса.
Одного из сих богоносных исповедников, который своими апостольскими стопами освятил и нашу землю, посеял живоносное семя Слова Божия и в наших, диких тогда, странах, ублажает ныне св. Церковь. Обтекши многие страны с проповедью Евангелия, св. Андрей окончил свое течение в городе Патрах подвигом исповедническим и мученическим. Сколько ни склонял его градский епарх Эгеат и ласками и угрозами престать от проповедования об имени Иисусове, первозванный Апостол не преставал оглашать самого епарха таинствами веры Христовой. Сколько ни истязал его Эгеат многоразличными муками, св. Андрей не преставал исповедовать велегласно пресвятое имя Господа Иисуса, и молил только о том, чтобы Господь благодатью Своею просветил самого мучителя и сподобил его жизни вечной. Наконец, распятый на кресте, он три дня не умолкал в исповедании имени Господа Иисуса Христа пред собиравшимися окрест его толпами народа, неумолкаемо поучал всех не только вере, но и исповеданию веры и терпению за веру, глаголя: «яко несть ни едина мука достойна к имущему быти воздаянию».
|
Подробно
|
Диакон Владимир Василик
Сегодня исполняется 750 лет со дня праведной кончины святого благоверного великого князя Александра Невского. Он скончался 24 ноября (6 декабря по н.ст.) 1263 года, в Городце, возвращаясь из Орды, куда отправился в 1262 году, чтобы отмолить Русь от татарского нашествия за всенародное восстание против нетерпимого ордынского ига. Это ему удалось, но, к сожалению, это было последнее его деяние. На пути из Орды святой князь Александр Невский заболел и умер.
Существует мнение, что он был отравлен в Орде, потому что новый хан Берке, во-первых, не желал усиления Руси и опасался святого князя Александра, видя его собирательным центром русских сил; во-вторых, ненавидел всё, что было связано с его предшественником – ханом Батыем. А святой князь Александр ценой многих трудов и унижений смог установить с Батыем хорошие отношения, послужившие спасению Руси.
|
Подробно
|
Алексей Солоницын
В гулком храме я стоял среди людей, готовящихся к исповеди. Их было немного, человек пять-шесть.
Впереди меня оказалась статная женщина, в черном шерстяном платье, в белой газовой косынке на крашеных желтых волосах. Косынку она то и дело поправляла, и я невольно видел ее тонкие пальцы с перстнем из красного чешского стекла.
У аналоя стоял весь как лунь седой батюшка, с бледным лицом, с усталыми мудрыми глазами, – я знал, что он только-только выписался из больницы после тяжелой операции. И прихожане это знали, и потому, как мне казалось, каждый должен был исповедаться как можно короче, назвав главные свои грехи. Я уже решил, что сегодня скажу, и думал, что каждый поступит так же.
Женщина в черном платье сделала несколько шагов к аналою, где ее ждал священник, и вдруг резко остановилась, прижав руки к груди.
|
Подробно
|
Протоиерей Александр Салтыков
Начался Рождественский пост, и, как это часто бывает в дни духовных испытаний, вновь некоторых начинает смущать искусительный вопрос: а так ли уж обязательно столь долго – 40 дней – поститься? Наш корреспондент обратился к протоиерею Александру Салтыкову – настоятелю храма Воскресения Христова в Кадашах, декану факультета церковных художеств ПСТГУ, автору многих книг и публикаций – с просьбой объяснить, для чего пост необходим христианину, в чем смысл и значение постов вообще и Рождественского поста в частности. Вот что сказал отец Александр:
Пост дисциплинирует человека
– Почему необходим пост? По нескольким причинам. Самая очевидная и самая наглядная причина (и наиболее, я думаю, понятная) заключается в том, что человеку просто-напросто нужно иметь внутреннюю дисциплину. И в этом смысле пост есть некое дисциплинирующее начало. Нельзя же жить по принципу «хочу»: хочу того, хочу этого, хочу, чтобы всё у меня было… Из-за этого необузданного «хочу», когда, например, дети не встречают никаких препятствий со стороны старших и опытных людей, нередко вырастают преступники. Не всегда, конечно, но бывает и так, и нередко. Поэтому очень важно, чтобы дисциплинирующее начало существовало в жизни каждого человека.
|
Подробно
|
Протоиерей Артемий Владимиров
Мать-Церковь, дорогой читатель, имеет обыкновение загодя, то есть задолго до наступления самого празднества, готовить своих детей к событиям чрезвычайным, составляющим центральную ось земного и вечного бытия. К таковым, без сомнения, принадлежит Христово Рождество, или явление Бога во плоти.
Вся история человеческого рода, начатая грехопадением праотцев, Адама и Евы, продолженная историей их потомков, историей народов и царств (а преимущественно историей древнего Израиля), — вела и привела к Вифлеему, к таинственному вертепу, где впервые явил нам Свой дивный младенческий лик Спаситель мiра, Христос!
Нет ничего удивительного, что и два с лишним тысячелетия спустя, мы, питомцы Церкви Христовой, не вдруг и не сразу празднуем Господне Рождество, но прежде вступаем в сорокадневный пост (как определено святыми отцами издревле), чтобы мало-помалу озариться и просветиться чудным светом Рождественской ночи…
|
Подробно
|
Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.
|
Подробно
|
Анна Ерахтина
Мнения экспертов и священников о новом законопроекте
Законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за публичные призывы к «расчленению России», в ближайшее время намерены представить в Госдуму депутаты от КПРФ. В проекте четко прописано, кого именно и при каких условиях сочтут государственным преступником. Ранее аналогичный законопроект был внесен депутатами фракции «Единая Россия».
Наш корреспондент обратился к одному из инициаторов законопроекта – депутату Евгению Федорову – с просьбой рассказать, насколько важно для России принятие подобного закона. Своими мнениями о данной инициативе поделились российский политический и общественный деятель Николай Стариков, а также священники – протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, и иерей Димитрий Фетисов, ассистент кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.
|
Подробно
|
Анна Сапрыкина
Пушкин с горячностью воскликнул: «Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике». «По-славянски?» – спросил Хомяков. «По-славянски, – подтвердил Пушкин, – я сам их обучу ему». Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви
Русская сельская школа уже теперь обязана сообщать своим питомцам знание церковнославянского языка… это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придает жизнь и смысл изучению языка русского. С.А. Рачинский. Сельская школа
|
Подробно
|
Фарида Савельева, Священник Павел Гумеров, Надежда Храмова
Рецепты сохранения семьи от священника и психолога
Развод — настоящее стихийное бедствие нашего времени. По статистике распадается каждый второй брак, при том что ещё 10 лет назад распадался каждый третий. Участились разводы людей, состоящих в венчанном браке. Поломанная жизнь, утраченная для многих надежда на построение личного счастья, несчастные дети, которые с большой долей вероятности усвоят подобную модель поведения взрослых, неизбежное умаление роли семьи и семейных ценностей в обществе — вот лишь самые очевидные последствия разводов.
Выяснить основные причины разрушения семьи, а главное – посоветовать, как ее сохранить, собрались священник Павел Гумеров, настоятель московского храма в честь святых благоверных Петра и Февронии Муромских, Надежда Григорьевна Храмова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной антропологии и психологии Уральского государственного технического университета, и Фарида Нутфулловна Савельева, кандидат технических наук, учитель школы и президент общественной организации «Родители, педагоги и учёные за нравственную традиционную российскую школу».
|
Подробно
|
Александра Никифорова
21 декабря 1906 года после окончания Божественной литургии на пороге храма клиники Института экспериментальной медицины был убит градоначальник Санкт-Петербурга Владимир Федорович фон дер Лауниц. Его духовник протоиерей Константин Богоявленский записал тогда: «Убили идеально честного человека, доброго, примерного семьянина, верного и прямого слугу царя, редкого, горячего патриота. Убили именно за эти, дорогие всем русским чисто характерные русские качества и черты».
О В.Ф. фон дер Лаунице рассказывает историк Владимир Соколов-Лермонтов, преподаватель художественного училища в Ставрополе:
– Многие современные исследователи пишут о том, что трагедия России начала XX века заключалась в том, что между государем и народом оказалась прослойка людей, чуждых и государю, и народу, и России. И вот на этих людях лежит ответственность за то, что произошло. Они присягали государю на верность, он дал им всё: звания, чины, награды – только служите России. А они оказались предателями России. История не терпит сослагательного наклонения, но думается, что если бы Владимир Федорович был в 1917 году рядом с государем, то в царском дневнике никогда не появились бы горькие слова: «Всюду измена, трусость и обман».
|
Подробно
|
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Небесных воинств архистратизи»: их праздник сегодня. Хотя, конечно же, не только сегодня, но каждое мгновение человеческой жизни мы находимся не только в этом, земном, мире, но и в мире духовном, «умном» мире, как называют его Святые Отцы. Человек – это часть и мира материального, и мира духовного.
«Небесных воинств архистратизи». В этом тропаре, который воспевается Церковью сегодня, подчёркивается то знание Церкви о непрекращающейся войне, брани, которая продолжается в духовном мире.
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
|
Подробно
|
Дмитрий Соколов-Митрич
Что-то мне в последнее время все труднее вести разговор с людьми, у которых нет детей. Они какие-то нервные, одержимые и неуловимые. Прямые, глухие и беспощадные. Они презирают диалектику и обожают дидактику. Они по-чернышевски требовательны к человечеству и по-достоевски снисходительны к себе. Честно признаюсь — не люблю я бездетных. И чем дальше, тем больше. Старею, наверное.
Разумеется, бездетные бывают разные. Есть люди биологически бездетные и есть люди психологически бездетные. Человек может не иметь потомства, потому что так природа захотела, но при этом он думает, чувствует и живет как человек не бездетный и даже многодетный. И наоборот: ты можешь нарожать хоть пятеро детей, но при этом не жить с ними вообще, либо жить, но как будто не с ними. Потому что есть вещи более высокого порядка. Настолько высокого, что с той высоты даже себя самого не разглядеть.
|
Подробно
|
Митрополит Лимассольский Афанасий
В публикуемой ниже беседе митрополит Афанасий комментирует отрывки из книги старца Софрония о преподобном Силуане Афонском и приводит объяснения того, как благодать Божия действует в человеке, что такое духовная борьба и почему ее необходимо вести.
***
«У святого Силуана начались различные изменения в духовном состоянии: иногда посещение благодати, в другой раз богооставленность, в третий же раз даже демонские нападения, и всё это вызывало в душе его боль и делало его борьбу всё более болезненной и трудной. Всецелое состояние духовной борьбы, однако, имеет конкретный смысл и цель: посредством его стяжается знание о том, как подкрадываются помыслы различных страстей и как действует благодать. Святой Силуан вступает в этап разумного подвига, и к основным вопросам его жизни добавляются и эти: как стяжается благодать, как она сохраняется, почему и по какой причине она оставляет душу»[1].
|
Подробно
|
С праздником в честь Казанской иконы Божией Матери и Днем Народного Единства
ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ВЛАДЫКАМ, ДУХОВЕНСТВУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Ваши Преосвященства, дорогие Владыки, Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, престольным праздником Казанского кафедрального собора Санкт- Петербургской Епархии.
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери было установлено в Русской Православной Церкви в память об избавлении нашего Отечества от польских интервентов во время смуты 1612 года. Избавление совершилось благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы, после горячей молитвы перед Ее иконой. Это событие отмечается сейчас и как государственный праздник России – День Народного Единства.
Наши предки-славяне осознали себя единым народом только тогда, когда приняли истинную веру в Единого Бога и стали Народом Божиим. Свет Христовой Веры принес на нашу землю не только религиозные ценности, но и стал источником объединения и просвещения полуварварских племен, основой, на которой формировалась русская государственность и создавалась великая русская культура.
Единство русского народа основано на соборности, воспринятой нашими соотечественниками с момента Крещения Руси и много веков воспитываемой и хранимой Православной Церковью. Именно церковная соборность и общенародная молитва являлись той силой, которая помогала России отстаивать свою политическую и духовную независимость в тяжкие годы испытаний перед лицом внутренних врагов и иноземных захватчиков.
Так было и в 1612 году, когда народный дух был укреплен свыше по молитве перед чтимой Казанской иконой Богоматери, и народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского смогло освободить нашу страну от засилья чужестранцев и иноверцев. И именно это событие стало символом национального единства, основанного на православной вере, любви к Богу и Отечеству. Мы видим, что попытки объединения народа на других основаниях оказываются несостоятельными.
|
Подробно
|
Кристина Полякова
«Шум современного мира – просто шум, люди все равно читают... В тишине».
Слова отца Андрея Ткачева, автора книги «Страна чудес и другие рассказы», – лучший эпиграф, иллюстрирующий обстановку, в которой проходила церемония награждения независимой «Книжной премии Рунета 2013»: вокруг шумно, а внутри мир и спокойствие. Те же мир и спокойствие, что невидимо пронизывают писательские труды протоиерея Андрея Ткачева – настоятеля храма преподобного Агапита Печерского в Киеве, известного миссионера и проповедника, который специально приехал в Москву на торжественные мероприятия. Отец Андрей стал лауреатом в номинации «Выбор экспертов – художественная литература» (по неофициальной информации книга до последнего момента лидировала и в голосовании пользователей Рунета).
Высокая популярность сборника «Страна чудес и другие рассказы» среди читателей, прекрасные отзывы и огромный тираж (уже продано 120 тысяч экземпляров) отражают важную тенденцию в современном обществе – поиск, стремление человека к духовности, Богу, храму.
|
Подробно
|
|
|