Пятница, 18 Апреля 2025
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи, г. Кировск

Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

Святитель Иоанн (Максимович)

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью за рубежом 19 июня / 2 июля 1994 года, в канун памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Свой кафедральный храм в Париже владыка, тогда архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский, устроил также во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Этот праздник для святителя был особенным: вдали от Отечества владыка верил, что Святая Русь, несмотря ни на что, молитвами и заступничеством всех своих святых, прославленных и безвестных, всегда будет оставаться святою.

Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, – всех святых, которых взрастила Русская Церковь, Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых, в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России, еще и прежде того, как они вошли в состав земли Российской, просияли святыми угодниками Божиими.

Херсонес хвалится семью епископами, еще в первые времена посещавшими тот край; также впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился великий князь Владимир, и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес веру православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской.

Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных, в земле Российской просиявших; тех святителей, которые утверждали Православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие; тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию.

 

За родной Кавказ. Фоторепортаж

Анастасия Рахлина

Предгорья Эльбруса - суровый край. Здесь начался епархиальный крестный ход с Моздокской иконой Божией Матери

В маленьком женском монастыре в Кабардино-Балкарии, где живут всего несколько насельниц, начался большой Крестный ход. Он пройдет по всей Пятигорской и Черкесской епархии, и начавшись у отрогов Восточной вершины Эльбруса, завершится у Западной. По городам, станицам и монастырям пронесут частицу Животворящего Креста Господня и Моздокскую Иверскую икону Божией Матери.

Подобные этому епархиальные крестные ходы, приуроченные к празднованию 1025-летию крещения Руси и 25-летию возрождения духовной жизни России, идут сейчас по всей стране, но у всего, что происходит на Северном Кавказе, есть свой, особенный оттенок.

Есть он и у истории Свято-Троицкого Серафимовского женского монастыря. Его храм, чей островерхий золотой купол сверкает издалека в щедрой зелени кавказских предгорий, был выстроен Екатериной Хомяковой, дочерью основателя славянофильства, философа и богослова Алексея Хомякова, — эта удивительная женщина старалась сделать много во славу Божию и во славу России, по мере сил поддерживая православие и казаков на Северном Кавказе.

 

Слово Патриарха. Седмица 7-я по Пасхе

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Слово Патриарха. Седмица 7-я по Пасхе

Именно в Церкви происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе.

***

Душа человека создана для жизни вечной. Бог создал душу человека, предназначенную для того, чтобы побеждать пространство и время. И всё то, что мы накапливаем в течение нашей жизни: наши мысли, знания, чувства, наш опыт, – не исчезает с физическим уничтожением нашего тела. В противном случае не имело бы смысла никакое развитие человеческого общества, не было бы никакого смысла в человеческой цивилизации…

Бог совсем рядом с нами. Он в радостном биении нашего сердца, когда мы испытываем чувство любви. Он вместе с нами, когда мы наслаждаемся красотой созданного мира. Он вместе с нами, когда мы созерцаем творения человеческие, вдохновленные Его силой, Его творчеством. Он с нами, когда мы делаем добрые дела, и особенно Он с нами, когда мы молимся…

Молитва – это великий труд. Попробуйте напряженно молиться, вкладывая в это все свои чувства, всю свою волю, – вы не сможете молиться больше нескольких минут. Не хватает сил…

Ничто не требует такой концентрации сил, как молитва… Чем нас больше, тем сильнее наша молитва к Богу. Как огненный столп, энергия нашей молитвы достигает Престола Божия. Вот почему Господь сказал: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»…

Храм – это не только место молитвы. Это и место назидания. Здесь читается слово Божие, здесь произносится проповедь. Те люди, которые ходят в храм часто и хорошо понимают славянские тексты, которые в том числе поются хором, в каждом предложении этих текстов могут услышать что-то для себя важное, значимое, порой, способное определить направление всей жизни.

 

Три этапа покаяния

Диакон Павел Сержантов

Три этапа покаянияНе приходится говорить о том, насколько насущно покаяние. Без него христианская жизнь немыслима. Даже начаться она не может без покаяния.

Оттого к покаянию все время возвращается православный человек. И не только мыслью, но и поступками – обязательно. Иначе получится, что наша вера без дел мертва.

Покаяние сопровождает христианина всю его жизнь, какая бы долгая, какая одухотворенная она бы ни была. Потеря покаянного духа означает попросту уход человека с духовного пути, уход на путь погибели.

Вот почему подвижники стремятся к непрестанному покаянию (назовем его так, по аналогии с непрестанной молитвой).

Само собой понятно, что к непрестанному покаянию любому человеку путь длинный и нелегкий. Можно ли на этом пути наметить какие-либо отдельные шаги? Можно ли описать способы, благодаря которым человек способен по нему двигаться? Несомненно.  

Обратимся к огромному пастырскому опыту Православной Церкви. Замечательный духовник первой волны русской эмиграции, архимандрит Сергий (Шевич), отмечал, что мы каемся в грехе три раза: сразу по осознании греха, в конце дня, на исповеди[1].

 

День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря.

День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго

Деян., 3 зач., 2:1-11. Ин., 27 зач., 7:37-52; 8:12.

Когда посеяно семя, должна сойти на него сила тепла и света, дабы оно возросло.

Когда посажено древо, должна прийти сила ветра, дабы его укрепить.

Когда домовладыка выстроит дом, он прибегает к силе молитвы, дабы его освятить.

Господь наш Иисус Христос посеял на ниве этого мира самое отборное семя. Должна была сойти сила Духа Святаго, да согреет и да осветит семя сие, чтобы оно росло успешно.

Бог Сын посадил на диком поле смерти древо жизни. Должен был налететь могучий вихрь Бога Духа Святаго, да укрепит древо жизни.

Превечная Премудрость Божия создала Себе домы из избранных душ человеческих. И Дух силы и святости Божией должен был сойти на домы сии и освятить их.

Божественный Жених избрал Себе Невесту, Церковь чистых душ, и Дух вечной радости должен был сойти, да обручит небо с землею и да облечет Невесту в одежду брачную.

Все свершилось так, как и было предречено. Дух Святый был обетован, и Дух Святый сошел. Кто мог обещать сошествие на землю Духа Всесильного, кроме Того, Кто знал, что Дух Сей послушает Его и сойдет? А по отношению к кому мог Дух Всесильный явить столь быстрое Свое послушание, если не по отношению к Тому, к Кому Он имеет совершенную любовь?

 

Слово в Троицкую родительскую субботу

Иеромонах Иов (Гумеров)

Слово в Троицкую родительскую субботу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Сегодня Вселенская родительская суббота. Это словосочетание вводит нас в таинство Церкви, ибо Церковь есть Собор. Церковь объединяет всех, кто вошел в нее и остался в ней – тех, кто жил в апостольское время, когда родилась Церковь, и в наше время. Разница только в том, что одни уже прошли спасительный путь и вошли в Царство Небесное, а нам еще предстоит, как членам Церкви воинствующей, еще спасаться, преодолевая свою немошь внутреннюю, преодолевая сопротивление диавола, и самое трудное, наверное, – сопротивление мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, во зле лежит.

 

Прослушать (17:12 мин)

 

Слово Патриарха. Седмица 6-я по Пасхе

Слово Патриарха. 
Седмица 6-я по ПасхеВсегда побеждает правда, всегда побеждает добро, потому что так восхотел Бог.

Когда у человека мирно на сердце, у него и физическое здоровье крепкое. У этого человека добрые отношения с окружающими людьми, он становится счастливым и благополучным. А человек злой носит в себе диавольский огонь, который испепеляет и его самого, и окружающих его людей. Такие люди всю жизнь живут в несчастье, им всегда чего-то не хватает, они всегда завидуют соседям, они живут беспокойно, причиняя горе самим себе и окружающим.

Всё, что я вам говорю, я говорю не от самого себя, а как бы от слова Божия. Нас Бог так научил. Он нас создал для того, чтобы мы были счастливыми. А для того, чтобы быть счастливыми, мы должны быть добрыми.

Из слова перед концертом на детском празднике
«В гостях у патриарха в Переделкине»

10 июня 2013 г.

***

Плоть Спасителя – это наша с вами плоть. Ведь это то самое физическое тело, которое каждый из нас имеет, и это физическое тело, через искупительный подвиг Спасителя, через Его крест и воскресение вознесенное в тайну Святой Троицы, пребывает в Божественной жизни.

 

Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский

Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский

Память 29 мая / 11 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святитель Лука[1] (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

 

Блаженная Ксения Петербургская

Блаженная Ксения Петербургская

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О родителях ее, о детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием.

По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.

Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.

 

Слово в день празднования Владимирской иконы Божией Матери

Иеромонах Арсений. Слово в день празднования Владимирской иконы Божией Матери

Во имя отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери. Как вы знаете, их всего три. По гражданскому стилю они выпадают на 3 июня, 6 июля и 8 сентября. До революции это были особо торжественные дни для нашего города. После литургии из Кремля обязательно выходил крестный ход, в котором шло все духовенство Москвы и высшие представители гражданской власти.

Прослушать (12:24 мин.):

Иеромонах Арсений (Писарев)

 

Чудо новейшее, как Бог избавил преславный град Москву

Чюдо новейшее,
како избави Богъ преславный градъ Москву отъ лукаваго нашествия безбожьныхъ Татаръ молениемъ Пречистыя Его Матере и великихъ Русьскихъ чюдотворьцевъ знаменьми и виденьми страшьными и ужасными
и како сами безбожьнии вскоре погибоша

Чудо новейшее, как Бог избавил преславный град Москву

Успенский собор Московского Кремля

«Царь царствующимъ и Господь господствующимъ Богъ Богамъ и всея твари Содетель дивно прослави раба Своего, благочестиваго великаго князя Василия Ивановича всеа Руси, и Свою благодать и премнопя щедроты умножи на немъ и державу отечествия его сугубо распространяше ему, и мнози царие и царевичи Ординьстии служаху ему, и всеми Руськими великими княжешями облада, и многи окрестныя страны и языцы и царствия покори ему Богъ, и сему позавиде безбожьный царь Маагмедъ Кирей Кримьский, сынъ Минъ-Гиреевъ, и всячески царь Маагмедъ Kиpей Кримьский, сынъ Минъ-Гиреевъ, и всячески умышляше озлобити христоименитое Росийское царствие. Многажьды же самъ устремляшеся со многими воиньствы воевати Украины великаго князя и, ничьто же успевъ, съ срамомъ отбегаше, Богу не попустившу ему».

Великий бо князь тогда миръ имея со всеми окрестными царьми и крали и съ прочими странами. И тогда безбожьный той царь Маагмедъ-Кирей, яко время удобно улучивъ своему лукавому злохитрьству, ведый 6о известно, яко великий князь тогда ниоткуду брани на ся не надеяшеся и самъ въ то время брани не составляше ни на кого же. Воиньствеши же его людие мнози тогда во своихъ областияхъ безъ опасения учрежахуся. И тако поганый вместо братства и дружьбы и любовнаго завета на кровопролитие уготовися…

 

Молись!

Игумен Нектарий (Морозов)

Молись!— Остается только молиться!

Нет, наверное, священника, который не отвечал бы регулярно этими или похожими на них словами на то и дело звучащий у аналоя с Крестом и Евангелием вопрос: «Что мне, батюшка, делать?!». И как же часто бывает, что человек, получив этот ответ, отходит, понурив голову, словно понимает: да, дело плохо, тут уж НИЧЕМ НЕ ПОМОЖЕШЬ! А мы видим это и провожаем отходящего взглядом, полным удивления, огорчения, осуждения, а то и попросту — равнодушным.

На самом же деле надо бы человека догнать, вернуть, объяснить такую простую и важную одновременно вещь: в том-то и дело, что помочь можно. И не беда, что способ назван лишь один, он от этого менее действенным не становится.

Сколько в жизни ситуаций, обстоятельств, когда наших сил решительно недостаточно для того, чтобы обеспечить желаемый результат! Или когда вообще понятно: что бы мы ни делали, все будет без толку либо даже обратится во вред. Женщина жалуется на мужа: пьет, денег нет, бьет, расстаться она с ним не может — дети общие, да и любит его. У другой муж неверующий, каждый разговор о Боге приводит к ссоре, мало того — заканчивается скандалом, богохульством. А у этого мужчины жена тяжело больна, сколько еще проживет, лишь Господь знает, и на руках дети малые. Кто тут, кроме Бога, поможет, кто все это преобразит, изменит? Как здесь не понять — «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5)?

Стоит человек, поведавший священнику что-то подобное, и смотрит на него, ожидает ответа, совета. Какого — сам не знает. Но ждет: если батюшка не ответит, то куда еще податься?

И слышит:

— Ты молись!

 

Патриарх Кирилл: Исторический путь Святой Руси должен быть ясным

Патриарх Кирилл: Исторический путь Святой Руси должен быть яснымПатриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что Церковь является носителем исторической памяти народа и потому должна открыто говорить ему о том, чего надлежит всячески избегать и по какому пути идти.

«Мы должны возблагодарить Господа за возрождение веры, Церкви в нашем Отечестве. Когда я говорю об Отечестве, я имею в виду всю историческую Русь и Россию современную, Украину, Беларусь, Молдову, страны Средней Азии — все те пространства, где Русская Православная Церковь несет свое служение», – сказал Патриарх Кирилл в своем Слове на открытии заседания Священного Синода в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге.

«Мы должны возблагодарить Господа и, с другой стороны, продолжать наши молитвы и усилия, чтобы исторический путь нашего народа был ясным, прямым и направленным к достижению тех целей, которые Бог благословляет. Тогда на нашем пути не будет разрушений, которые придется с энтузиазмом преодолевать следующим поколениям», – добавил он.

По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви в стенах исторического здания Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге принимались важнейшие решения, касавшиеся жизни Церкви и Отечества.

 

Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих

Исцеление расслабленного при овчей купели

Се здрав был ecи: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14). Такое завещание дал Господь исцеленному Им расслабленному, как мы слышали сегодня в Евангелии.

Возлюбленные братия! Это завещание Господа имеет для нас значение величайшей важности. Оно возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям, более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога.

Грех — причина всех скорбей человека и во времени и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие. Грех в обширном смысле слова, иначе падение человечества, или вечная смерть его, объемлет всех человеков без исключения; некоторые грехи составляют печальное достояние целых обществ человеческих; наконец, каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему. Грех, во всех этих различных видах, служит началом всех скорбей и бедствий, которым подвергается вообще человечество, подвергаются человеческие общества, подвергается каждый человек в частности.

Состояние падения, состояние вечной смерти, которою заражено, поражено, убито все человечество, есть источник всех прочих согрешений человеческих — и общественных и частных. Расстроенное ядом греха естество наше стяжало способность согрешать, стяжало влечение ко греху, подчинилось насилию греха, не может не производить из себя греха, не может обойтись без него ни в каком виде деятельности своей. Никто из человеков не обновленных не может не грешить, хотя бы и не хотел грешить[1].

 

Праздник свт. Николая в итальянском городе Бари

Первый день на итальянской земле. Русское подворье

21 мая 2007 г. в итальянский город Бари, где покоятся свв. мощи святителя и чудотворца Николая, со всего мира стали съезжаться православные паломники. Вечером этого дня на Русском Подворье Высокопреосвященнейшим Варсонофием, архиепископом Саранским и Мордовским, в сослужении настоятеля подворья протоиерея Владимира Кучумова и других священников, было отслужено Всенощное бдение.

Воспитанницы детского приюта при женском Ново-Тихвинском монастыре в аэропорту г. Бари. В руках у девочек цветы от свв. мощей блж. Матроны Московской.

Юные паломницы в аэропорту г. Бари

Город Бари (провинция Пулья) находится на восточном берегу италийского полуострова и омывается водами Адриатического моря.

На берегу Адриатики

Храмовый комплекс в новгородском стиле включает помимо двух храмов: нижнего (освященного в честь свт. Спиридона Тримифунтского) и верхнего, гостиницу для паломников, ныне занимаемую городским муниципалитетом. В 2007 г. итальянские власти пообещали передать все постройки подворья в собственность Русской Православной Церкви.

Архитект. комплекс русского подворья

Храм в честь свт. Николая Чудотворца в г. Бари был построен в начале XX века по проекту А. В. Щусева.

Храм свт. Николая на Русском подворье

Памятник работы Вячеслава Клыкова выполнен по мотивам знаменитого образа святого Николы Можайского.

Памятник святителю у входа в подворье

Мозаика над входом в русское подворье

Мозаика над входом в русское подворье

Икона перенесения мощей свт. Николая в Бар-град

Икона перенесения мощей свт. Николая в Бар-град

Икона строительства церкви свт. Николая в Бар-граде

Икона строительства церкви свт. Николая в Бар-граде

 

 

Скорый в бедах заступник

Скорый в бедах заступникВ начале прошлого века в приемной Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елисаветой в Москве, стояла небольшая модель церкви по проекту архитектора Щусева - для далекого итальянского городка Бари. Настоятельница обители давно мечтала построить храм и несколько зданий для русских паломников, приезжавших на солнечный итальянский берег поклониться мощам одного из самых почитаемых на Руси святых – святителя Николая чудотворца.

22 мая по новому стилю вспоминается перенесение святых мощей святителя и чудотворца Николая из города Миры в Ликии (Малая Азия, сегодня – на территории Турции) в итальянский город Бари, где они хранятся и доныне.

Трудно представить город на Руси без храма, посвященного святителю Николаю чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. Не зря иностранцы величали святого Николая «русским заступником». Все узнают его лик на иконах – святого, всегда спешащего помочь в беде и печали. Заметим, что иконография святого разнообразна. Появлялись иконы Николы Ратного, Путного и Мокрого - святитель Николай почитался покровителем путешествующих (особенно по морю), а также ратников, крестьян и купцов. Икона Николы Зарайского изображает святого Николая, благословляющего правой рукой, а в левой держащего защищаемый им город. С мечом в правой руке угодник Божий изображен на иконе «Никола Можайский».

 
« НачалоПред.61626364656667686970След.Конец »
Наверх