Празднование 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября
Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Владимирской
Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.
Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.
По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна нам под именем Владимирская.
О том, как современному человеку поверить в Бога и довериться Ему, как почувствовать то, что выходит за рамки пяти человеческих чувств – беседа Елены Балаян с игуменом Нектарием (Морозовом), вошедшая в их недавно изданную книгу «О Церкви без предубеждения».
— Человека, который проявляет интерес к церковной жизни, неизбежно ждут так называемые сложные вопросы веры, касающиеся вещей, которые выходят за рамки естественных законов существования мира. Это воскресение из мертвых, непорочное зачатие, боговоплощение, сама жизнь вечная — все то, что невозможно объяснить привычным ходом вещей. Бывает, человек задумывается об этом и упирается в тупик, потому что не может понять: как такое может быть? Как чисто физически возможно воскреснуть из мертвых? Ведь такого не бывает. Как можно жить вечно, что делать в этой вечности, это же уму непостижимо! Как решать все эти вопросы: над ними нужно думать, пытаться их как-то уложить в голове или просто принять на веру и не мучиться?
28 августа 2013 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, после Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с призывом к верующим принять посильное участие в общецерковном сборе средств для пострадавших от наводнения.
Дорогие братья и сестры!
Дальневосточный регион нашей страны терпит бедствие. От наводнения, подобного которому еще не случалось за всю историю края, пострадали десятки тысяч жителей Хабаровской, Амурской и Еврейской автономной областей, стихией также затронут Южный Урал (Челябинская область). В результате многие люди лишились крова и имущества и ныне пребывают в тяжелейших обстоятельствах.
Особо же страдают одинокие и престарелые люди, инвалиды, многодетные семьи, женщины с новорожденными младенцами — все те, кто нуждается в надлежащем уходе даже в обычное время.
Дождись меня, пожалуйста! Не умирай! Тёплое весеннее солнышко так ласково пригревает, и скоро будут проталины, и зажурчат ручьи. И звонкая капель зазвенит весёлой песенкой. А если ты не умрёшь, мы с тобой дождёмся лета. И пойдём на травку. Она будет такая молоденькая, нежная, сладко пахнущая. И ты найдёшь свою особенную кошачью травку, будешь уминать витаминчики и жмуриться на солнце.
А я сяду рядом с тобой и тоже пригреюсь и почувствую себя моложе. Как будто позади нет череды этих долгих лет, будто скинула я их как тяжёлую сумку с плеч. Мы представим с тобой, что мы совсем юные. И нас никто не обижал. Мы не знаем, что такое предательство. И одиночество никогда не стояло угрюмо за нашими плечами. И по нашим щекам не текли слёзы потерь, безвозвратных потерь. Я что, плачу? — Нет, это просто ветер. От него слезятся глаза. Главные слёзы — их не видно. Это когда плачет душа. Ты знаешь, что такое душа, кот?
Впечатления от волонтерской поездки в самый обычный детский дом
Желтый «пазик» с нарисованными хохочущими детскими мордочками по бокам и надписью «Дети» то мчался вниз, то вползал вверх по разбитым дорогам маленького городка. В автобусе еще пахло пластиком и резиной, на запакованных в полиэтилен сидениях дремали ребята-волонтеры, а дети, так легко просыпающиеся по утрам, играли в слова. Как говорила директор интерната О.Г., «не с нашими поросятами полиэтилен снимать, дети за неделю новые сидения угваздают, а нам потом до следующего века на таком автобусе ездить...»
При разговоре О.Г. всегда поднимала брови и морщила лоб, что в сочетании с громким высоким, натренированным за годы работы в интернате голосом, создавало впечатление, что О.Г. всегда ругается.
Тут водитель ударил по тормозам так, что все подались вперед, с полки на пол рухнул цветной пакет, яблоки россыпью покатились под передние сидения и «наш» пазик залило громким смехом и гомоном.
Дорогие прихожане и гости нашего храма, наша страна в этом году отмечает 400-летие Династии Романовых, поэтому сегодня в этот радостный праздник жен-мироносиц мы предлагаем вам поучаствовать в этом историческом событии. Спектакль, который мы представляем вашему вниманию, основан на исторических фактах с использованием дневников и писем.
(Стол, накрытый царской скатертью, стул) (Выходят девочки с зажженными свечами)
Александра: Держа светильники зажжены Шли до конца на Божий глас Святой Руси Святые жены, С икон глядящие на нас.
Анастасия: Одни за веру жизнь отдали Другие - в подвиге святом Терпеньем Богу угождали Трудом, молитвой и постом.
Ольга: Равноапостольная Ольга Первоугодница Руси, Монахини, княжны… о, сколько Святых заступниц у Руси!
Мария: В духовной битве пораженной Враг отступал от них не раз
Все вместе: Святой Руси святые жены Молите Господа о нас.
Татьяна: Какие бури и метели - Людскую зависть, гнев и злость Им – о душе, а не о теле радевшем Претерпеть пришлось!
Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года (журнал № 69).
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В этом году мы вспоминаем знаменательное событие — 1025-летие Крещения Руси. В далеком десятом веке Русь трудами святого равноапостольного князя Владимира восприняла от Византии христианскую веру и культуру, сделав духовный и цивилизационный выбор, определивший вектор исторического развития наших народов.
По словам митрополита Киевского Илариона, «вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла... Все страны Благой Бог наш помиловал и нас не презрел, восхотел — и спас нас, и в разумение Истины привел».
За прошедшие 1025 лет имели место как славные, так и трагические события. Вера Христова усваивалась нашими предками и приносила обильные плоды, но происходило это в очень непростых условиях. Многие пытались отвратить народы Руси от Православия. К этому стремились поработители, приходившие с Запада или Востока, этого хотели люди, желавшие построить на земле «идеальное» общество без Бога, вопреки Его вечному закону. Но народ, принявший христианскую веру, не один раз доказывал верность Спасителю. Смог он вернуться к Нему и после отступления, навязанного жестокими гонителями. Вопреки их «немощным дерзостям» сердца и души многих наших соотечественников освящены истиной Христовой. Хранить эту истину и созидать на ее основании личную и общественную жизнь — наш долг и духовная необходимость.
Ты стоишь у окна, маленькая, в стеганой старенькой безрукавке, поверх которой завязан такой же старенький, чистый, цветастый фартук, в тонком шерстяном сером платочке и смотришь мне вслед тревожным и любящим взглядом. Я оглядываюсь, с улыбкой машу тебе рукой, а ты крестишь меня и что-то говоришь, наверно благословляешь или шепчешь молитву. Я уезжаю к себе в Москву с легким сердцем, погостив у тебя целых шесть дней.
Побывал у друзей, у родственников, а в оставшееся время слушал твои рассказы и, часто не дослушав, опять куда-то спешил. Ты не роптала, а, только привычно вздохнув, как и в детстве, говорила ласковым и добрым голосом:
— Потихоньку иди. Не торопись, да по сторонам гляди, машин-то вон теперь сколько.
А я с укоризной отвечал:
— Мама, мне скоро сорок лет, у меня дети скоро взрослыми станут, а ты все за меня боишься.
У Казанской Божьей Матери Дивно светел вечный взгляд, Жены, дочери и матери Перед ней с мольбой стоят. С. М. Городецкий
Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.
Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.
Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
Вечером 11 июля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Валаама в Санкт-Петербург.
В канун праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.
Когда мы с вами исповедуем Христа Господом Богом, Сыном Божиим и Мессией, исповедуем от всего сердца и всей жизнью своею, открывает нам это не учебник по Закону Божию, а Дух Отца нашего Небесного.
Кинохроника времен Великой Отечественной войны порой доносит до нас удивительные кадры: вот священник благословляет солдат, идущих на фронт, вот митрополит передаёт армии танковую колонну, вот старушка крестит слабой рукой шагающих красноармейцев, и бойцы в свою очередь тоже крестятся… Они редкие, эти кадры, они почти теряются в общем потоке тогдашней кинохроники, — и сама их редкость невольно заставляет зрителя задуматься: какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?
Возьмём армию Гитлера: здесь действовали капелланы, здесь на пряжках у солдат красовалось «С нами Бог», здесь верующего солдата никто не притягивал к ответу за его веру… Сторонний, равнодушный наблюдатель, прельстясь этими внешними знаками, непременно должен решить, что именно Германия сражалась за Божью правду…
И, однако, под знаком креста нацистская армия творила дела тьмы. Неслучайно Святейший Патриарх Кирилл определил нацистский режим как человеконенавистнический. А Красная армия, со всеми её политруками и красными звёздами, была христолюбивым воинством, совершавшим дело Божие, и спасавшей народы мира от смерти — в конечном счете, во имя Христа.
Это парадокс? Возможно. Но история знает и не такие парадоксы.
В этом году мы празднуем 70-летие битвы на Курской дуге. Это событие без преувеличения эпохальное. Историки именуют битву завершением коренного перелома не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне. Благодаря ей были освобождены Орел, Белгород, Харьков, Восточная Украина, Смоленщина, а Италия вышла из войны. Битва длилась 50 дней: с 5 июля по 23 августа 1943 года. Апогеем битвы стало танковое сражение под Прохоровкой 12 июля. Сегодня 70 лет со дня знаменитого сражения.
Что значила Курская битва с военной точки зрения? Во-первых, это сосредоточение максимума сил с обеих сторон – по миллиону бойцов, две тысячи танков с немецкой стороны, около трех тысяч танков с нашей, две тысячи с небольшим самолетов и у немцев, и у Красной Армии. Это величайшее танковое сражение, когда под Прохоровкой 12 июля столкнулось 1200 машин с обеих сторон. Это небывалое напряжение сил и средств, людских нервов, небывалое народное страдание.
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18).
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел (справа)
Чтобы хотя немного возвысить дух наш над той суетой жизни, в которую обыкновенно он бывает погружен, отпечатлеем ныне, братие, в умах наших полные неисчерпаемой жизни образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их души представляют равно преизобильные сокровищницы добродетелей духовных для нас, лишь в малой мере причастных Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти.
Оба одинаково «предали души свои» (Деян. 15, 26) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упасти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый «утвердил братию» (Лк. 22, 32), рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, состоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присоединять обращающихся из язычников (Деян. 15, 7-11). Другой, будучи «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» (Деян. 9, 15) народам, которые еще не слышали о Христе (Рим. 15, 20-21), прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселенную, чтобы «возвеселилась неплодная, нерождающая» Церковь (Гал. 4, 27; Ис. 54, 1) и «возрадовалась земля сухая и необитаемая» сердца язычников (Ис. 35, 1). Оба, в равной мере исполненные любви ко Христу, всю жизнь посвятили проповеданию Слова и трудам апостольства и оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Один, вначале отрекшись от Христа, потом всю жизнь в покаянии следовал за Ним как бы на распятие, претерпев искушения огненные и наветы сатаны (1 Пет. 4, 12; 5, 8), чтобы исполнить сказанные ему слова Христовы: Иди за Мною (Ин. 21, 19). Другой, призванный из гонителей, все «вменял в уметы», чтобы приобрести Христа (Флп. 3, 6-8), и желал от Христа быть отлученным, чтобы привести к Нему братию по плоти - Израиля (Рим. 9, 3), пока мученически не скончал своего течения, чтобы получить венец правды (2 Тим. 4, 6-8).
Тихвинская икона Божией Матери (празднование 26 июня / 9 июля)
Два Рима пали – четвертому не быть. Формула была не гордыней, а предостережением: если Москва окажется недостойной – мир в дальнейшем будет оставлен без центральной государственной Христианской власти. Кроме указания главного символа, указания на великое призвание, Тихвинская икона, как и Курская, служила символом Хожения Богородицы по русским мукам. Особенно это сказалось через 200 лет после появления иконы, в начале ХVII века, в смутное время, когда Россию громили и свои воровские, и польские, и литовские шайки, и шведы на севере. Духовным центром защиты восточной части Новгородской земли была Тихвинская Богородица. Древние списки ее утешают в ХХ-м веке русских изгнанников. Один стоит в храме Сергиевского подворья в Париже, другой, возможно сама подлинная икона, вывезен в Америку и укрепляет там русскую душу.
Владимир Рябушинский
Как первые века, так и последние пятьдесят с небольшим лет истории чудотворного образа Матери Божией, уже седьмое столетие известного под именем Тихвинского, скрыты под покровом тайны. По преданию, образ этот написан при жизни Пречистой святым апостолом и евангелистом Лукой, передавшим его своему ученику Феофилу в град Антиохию. Затем икона пребывала в Иерусалиме, а в У веке была взята византийской императрицей Евдокией в Константинополь. В годы временного торжества иконоборческой ереси образ скрывали иноки из обители Пантократора, после чего он не один век оставался одной из главных святынь Царьграда, пока однажды чудесным образом не исчез из вмещавшего его храма, чтобы в 1383 году явиться на Руси, в новгородских пределах, возле города Тихвина.
Сначала дивный образ, плывущий в светящихся облаках, заметили рыбаки на Ладожском озере, затем он после усердных молитв опускался на землю в нескольких окрестных селах и, наконец, окончательно остановился на речке Тихвинке, притоке реки Сясь, впадающей в Ладогу, где вскоре был выстроен храм во имя Успения, на правом столпе которого, у западных дверей, и поместили чудотворный образ.