Большинство населения России считают себя православными. Понятно, что не все из них регулярно ходят в храм и участвуют в церковных таинствах, но Рождество и Пасху Христову так или иначе отмечают многие.Да и СМИ теперь регулярно сообщают нам о православных праздниках и постах… Но положа руку на сердце признаемся себе, все ли мы понимаем, зачем нам каждый год вспоминать одни и те же давно прошедшие события, то, что случилось тысячу или две тысячи лет тому назад? Какое это имеет значение для нас сейчас? Автор попытался дать ответы на эти вопросы.
Церковный календарь – это не простое воспоминание в течение года исторических событий из земной жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых. Календарный год – это период жизни христианина, в течение которого он призывается Церковью взойти на новую ступень духовной лестницы, возводящей нас на небо к Самому Богу, через Его Сына, призывающего каждого из нас к божественному совершенству: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). «Сего бо ради Бог на землю сниде (сошел), да нас на небеса возведет», – говорится в церковном песнопении. «Для того Бог вочеловечился, – писали древние святые, – чтобы человек обожился», то есть стал «богом по благодати».
Как удивительно прекрасен тот человек, которого мы прославляем сегодня. Прекрасен и загадочен. Прекрасен той единственной красотой, которая должна быть в человеке, в падшем человеческом существе, и которая приводит человека к богоподобию – красота бесконечной верности, веры, смирения и совершенно непостижимой для того же падшего человеческого существа духовной силы.
Сегодня – малая Великая Пятница, вторая Великая Пятница. Ибо сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами – святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли. В день сегодняшнего святого великого праздника люди убили наибольшего из людей. Наибольшего – это говорю не я. Чего стоят мои похвалы великому и славному Предтече Господню, которого уста Господни восхвалили более, чем кого-либо из людей, более, чем кого-либо из апостолов, из Ангелов, из пророков, из праведников, из мудрецов. Ибо уста Господни изрекли о нем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Нет большей похвалы во всей вселенной.
И потому сегодняшний день – малая Великая Пятница. Смотри, безумные люди убивают величайшего между праведниками. Он мешает им? Да, мешает развратному царю Ироду и распутной Иродиаде. Правда Божия и Истина Божия мешают беззаконникам, мешают убогим грешникам, мешают всем, одурманенным разными страстями. Смотри, разве и сегодня христоборцы не кричат: Распни, распни его! Разве и сегодня христоборцы не требуют главы Иисуса из Назарета? Его главы требуют, а тем более главы Иоанна Крестителя.
Что это? Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего Праведника в этом мире. Кого вы хотите? Кого желаете? Кем вы Христа замените? Кем замените святого Иоанна Крестителя? Собою?! О, моль! О, букашки смертные! Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен, тогда не нужна им правда Божия. Они себя провозглашают богами. Они свое мелкое, лживое подобие истины выставляют великой, спасительной истиной. Они свои мелкие, земные, тленные подобия правды провозглашают самыми великими правдами; Христова, мол, Правда не нужна нам, Божией Правды мы не хотим. Да, люди, слепые умом, слепые душой, не видят и не хотят видеть того, что в этом мире человек, истинный человек, не может удержаться без Бога. Почему? Потому что мир сей полон иродов, полон фарисеев. Ироды требуют главы Иоанна Крестителя, ироды требуют главы всех праведников земли, а фарисеи, лживые книжники, лживые мудрецы мира сего, требуют смерти Богочеловека Христа.
Что болезненнее всего переживает человек? Наверное, на этот вопрос может быть немало ответов — все мы очень разные. Но тем не менее мало что причиняет такую боль, как предательство близкого (или казавшегося какое-то время таковым) человека. Да-да, именно близкого, все ведь, скорее всего, сегодня знакомы с таким расхожим присловьем: «Предают всегда свои». Конечно, свои — потому что чужие как могут предать? На них мы и не надеялись, им не доверялись, не открывали своих сердечных тайн, не думали о них и о себе как о частях единого целого.
А свои... Как же это тяжело бывает, когда ты сталкиваешься с обманом со стороны того, кому, казалось, всецело верил. Или узнаешь, что твой друг выступает заодно с твоими врагами против тебя. Или выясняешь неожиданно, что он метит на твое место, интригует, клевещет, ведет нечистую и нечестную игру...
Дело не в том, что «свой» имеет возможность ударить в спину — чужих-то мы редко пускаем в тыл... Не в том, что он может нанести максимальный урон. Намного важней другое. Кажется, что земля уходит из-под ног, непонятно даже становится, как жить-то дальше, если тут такое...
Празднование 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября
Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Владимирской
Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.
Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.
По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна нам под именем Владимирская.
О том, как современному человеку поверить в Бога и довериться Ему, как почувствовать то, что выходит за рамки пяти человеческих чувств – беседа Елены Балаян с игуменом Нектарием (Морозовом), вошедшая в их недавно изданную книгу «О Церкви без предубеждения».
— Человека, который проявляет интерес к церковной жизни, неизбежно ждут так называемые сложные вопросы веры, касающиеся вещей, которые выходят за рамки естественных законов существования мира. Это воскресение из мертвых, непорочное зачатие, боговоплощение, сама жизнь вечная — все то, что невозможно объяснить привычным ходом вещей. Бывает, человек задумывается об этом и упирается в тупик, потому что не может понять: как такое может быть? Как чисто физически возможно воскреснуть из мертвых? Ведь такого не бывает. Как можно жить вечно, что делать в этой вечности, это же уму непостижимо! Как решать все эти вопросы: над ними нужно думать, пытаться их как-то уложить в голове или просто принять на веру и не мучиться?
28 августа 2013 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, после Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с призывом к верующим принять посильное участие в общецерковном сборе средств для пострадавших от наводнения.
Дорогие братья и сестры!
Дальневосточный регион нашей страны терпит бедствие. От наводнения, подобного которому еще не случалось за всю историю края, пострадали десятки тысяч жителей Хабаровской, Амурской и Еврейской автономной областей, стихией также затронут Южный Урал (Челябинская область). В результате многие люди лишились крова и имущества и ныне пребывают в тяжелейших обстоятельствах.
Особо же страдают одинокие и престарелые люди, инвалиды, многодетные семьи, женщины с новорожденными младенцами — все те, кто нуждается в надлежащем уходе даже в обычное время.
Дождись меня, пожалуйста! Не умирай! Тёплое весеннее солнышко так ласково пригревает, и скоро будут проталины, и зажурчат ручьи. И звонкая капель зазвенит весёлой песенкой. А если ты не умрёшь, мы с тобой дождёмся лета. И пойдём на травку. Она будет такая молоденькая, нежная, сладко пахнущая. И ты найдёшь свою особенную кошачью травку, будешь уминать витаминчики и жмуриться на солнце.
А я сяду рядом с тобой и тоже пригреюсь и почувствую себя моложе. Как будто позади нет череды этих долгих лет, будто скинула я их как тяжёлую сумку с плеч. Мы представим с тобой, что мы совсем юные. И нас никто не обижал. Мы не знаем, что такое предательство. И одиночество никогда не стояло угрюмо за нашими плечами. И по нашим щекам не текли слёзы потерь, безвозвратных потерь. Я что, плачу? — Нет, это просто ветер. От него слезятся глаза. Главные слёзы — их не видно. Это когда плачет душа. Ты знаешь, что такое душа, кот?
Впечатления от волонтерской поездки в самый обычный детский дом
Желтый «пазик» с нарисованными хохочущими детскими мордочками по бокам и надписью «Дети» то мчался вниз, то вползал вверх по разбитым дорогам маленького городка. В автобусе еще пахло пластиком и резиной, на запакованных в полиэтилен сидениях дремали ребята-волонтеры, а дети, так легко просыпающиеся по утрам, играли в слова. Как говорила директор интерната О.Г., «не с нашими поросятами полиэтилен снимать, дети за неделю новые сидения угваздают, а нам потом до следующего века на таком автобусе ездить...»
При разговоре О.Г. всегда поднимала брови и морщила лоб, что в сочетании с громким высоким, натренированным за годы работы в интернате голосом, создавало впечатление, что О.Г. всегда ругается.
Тут водитель ударил по тормозам так, что все подались вперед, с полки на пол рухнул цветной пакет, яблоки россыпью покатились под передние сидения и «наш» пазик залило громким смехом и гомоном.
Дорогие прихожане и гости нашего храма, наша страна в этом году отмечает 400-летие Династии Романовых, поэтому сегодня в этот радостный праздник жен-мироносиц мы предлагаем вам поучаствовать в этом историческом событии. Спектакль, который мы представляем вашему вниманию, основан на исторических фактах с использованием дневников и писем.
(Стол, накрытый царской скатертью, стул) (Выходят девочки с зажженными свечами)
Александра: Держа светильники зажжены Шли до конца на Божий глас Святой Руси Святые жены, С икон глядящие на нас.
Анастасия: Одни за веру жизнь отдали Другие - в подвиге святом Терпеньем Богу угождали Трудом, молитвой и постом.
Ольга: Равноапостольная Ольга Первоугодница Руси, Монахини, княжны… о, сколько Святых заступниц у Руси!
Мария: В духовной битве пораженной Враг отступал от них не раз
Все вместе: Святой Руси святые жены Молите Господа о нас.
Татьяна: Какие бури и метели - Людскую зависть, гнев и злость Им – о душе, а не о теле радевшем Претерпеть пришлось!
Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года (журнал № 69).
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В этом году мы вспоминаем знаменательное событие — 1025-летие Крещения Руси. В далеком десятом веке Русь трудами святого равноапостольного князя Владимира восприняла от Византии христианскую веру и культуру, сделав духовный и цивилизационный выбор, определивший вектор исторического развития наших народов.
По словам митрополита Киевского Илариона, «вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла... Все страны Благой Бог наш помиловал и нас не презрел, восхотел — и спас нас, и в разумение Истины привел».
За прошедшие 1025 лет имели место как славные, так и трагические события. Вера Христова усваивалась нашими предками и приносила обильные плоды, но происходило это в очень непростых условиях. Многие пытались отвратить народы Руси от Православия. К этому стремились поработители, приходившие с Запада или Востока, этого хотели люди, желавшие построить на земле «идеальное» общество без Бога, вопреки Его вечному закону. Но народ, принявший христианскую веру, не один раз доказывал верность Спасителю. Смог он вернуться к Нему и после отступления, навязанного жестокими гонителями. Вопреки их «немощным дерзостям» сердца и души многих наших соотечественников освящены истиной Христовой. Хранить эту истину и созидать на ее основании личную и общественную жизнь — наш долг и духовная необходимость.
Ты стоишь у окна, маленькая, в стеганой старенькой безрукавке, поверх которой завязан такой же старенький, чистый, цветастый фартук, в тонком шерстяном сером платочке и смотришь мне вслед тревожным и любящим взглядом. Я оглядываюсь, с улыбкой машу тебе рукой, а ты крестишь меня и что-то говоришь, наверно благословляешь или шепчешь молитву. Я уезжаю к себе в Москву с легким сердцем, погостив у тебя целых шесть дней.
Побывал у друзей, у родственников, а в оставшееся время слушал твои рассказы и, часто не дослушав, опять куда-то спешил. Ты не роптала, а, только привычно вздохнув, как и в детстве, говорила ласковым и добрым голосом:
— Потихоньку иди. Не торопись, да по сторонам гляди, машин-то вон теперь сколько.
А я с укоризной отвечал:
— Мама, мне скоро сорок лет, у меня дети скоро взрослыми станут, а ты все за меня боишься.
У Казанской Божьей Матери Дивно светел вечный взгляд, Жены, дочери и матери Перед ней с мольбой стоят. С. М. Городецкий
Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.
Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.
Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
Вечером 11 июля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Валаама в Санкт-Петербург.
В канун праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.
Когда мы с вами исповедуем Христа Господом Богом, Сыном Божиим и Мессией, исповедуем от всего сердца и всей жизнью своею, открывает нам это не учебник по Закону Божию, а Дух Отца нашего Небесного.