Четверг, 5 Декабря 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи, г. Кировск

Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в понедельник первой седмицы Великого поста

5 / 18 марта 2013 г. Понедельник Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Хор Сретенского монастыря.

Прослушать:

 

Первая неделя Великого поста: советы пастырей

Первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – практически во всех храмах будет читаться Покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Великопостная служба в Сретенском монастыре

Великопостная служба в Сретенском монастыре

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Мы попросили пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.

 

Поговорим о масленице

Борис Кустодиев. Масленица

Борис Кустодиев. Масленица

Сейчас повсюду проходят масличные гуляния.

С одной стороны, это праздник наступающей весны, хорошее время, чтобы сходить в гости, встретится с друзьями и родными, повеселиться… Правда, этот праздник приводит порой к гастрономическим излишествам, нередко приобретает элементы языческого разгула, а кому-то дает повод просто хорошенько напиться.

С другой стороны, масленица – это подготовительная неделя к Великому посту, да уже и сами полупостные дни, когда из рациона исключаются мясные продукты, когда в среду и пятницу не совершается Божественная литургия и читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина.

Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни?

 

Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом

Приидет Сын человеческий во славе Своей (Мф. 25: 31).

Возлюбленные братия! Недавно мы созерцали Господа нашего Иисуса Христа родившимся в вертепе, обвитым пеленами, положенным в яслях, приявшим на Себя вместе с человечеством все немощи человеческие, кроме греха; недавно мы созерцали Его, гонимого Иродом, бежащего от меча убийц в Египет, возвращающегося в Иудею, не дерзающего остановиться в ней, помещающегося на жительство в Назарет, бедном и малозначащем городе неславной Галилеи, приемлющего крещение наравне с нуждающимися в крещении, проповедующего покаяние и наступление Царства Небесного. Созерцали мы это недавно и готовимся к новому созерцанию, к новому, самому поразительному зрелищу. Чтоб соделаться по возможности человеческой достойными этого зрелища, мы намереваемся заняться предочищением своих духовных очей – ума и сердца – подвигом поста. Мы намереваемся утончить при посредстве постного подвига самую плоть нашу, чтоб эта завеса, которою занавешено духовное естество наше, не была излишне густа и непроницаема, не воспрепятствовала нам воззреть с должною чистотою, верою и умилением на распятого за нас Спасителя нашего, разоряющего на кресте средостение между нами и Богом (Еф. 2: 14).

 

Наша цель – встреча с Богом

Наша цель – встреча с Богом. Слово на Сретение Господне

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Слово на Сретение Господне

Душа того, кто пытается чутко жить в нашем мире, искать смыслы бытия, не может не ответить на вопрос – зачем живет человек? – ответом: «Для встречи с Богом». Встреча с Богом – это и есть высшая, главная цель каждой человеческой души.

Прослушать:

 

Притча о милосердном Отце

Митрополит Лимассольский Афанасий

Рембрандт. Возвращение блудного сына. Фрагмент. Ок. 1666-1669 гг. Эрмитаж, СПб

В притче о блудном сыне речь идет о любви Бога, Отца нашего, к человеку. Ей больше подошло бы заглавие «Притча о милосердном Отце», потому что тут гораздо большее значение имеет милосердие отца, чем блуд сына.

Один мудрый духовный человек сказал, что если бы когда-нибудь потерялось Евангелие и остался бы только текст этой притчи, то его было бы достаточно, чтобы показать нам, с одной стороны, любовь Бога Отца к человеку, а с другой – возможность человека вернуться к своему Отцу. И не только это, но также и всё величие связи между Богом и человеком и Его отеческого отношения к человеку, который есть чадо Божие.

В этой притче человек может увидеть себя на разных этапах своей жизни. Конечно, потребовалось бы много времени, чтобы рассмотреть эту притчу подробно. В ней сокрыты такие глубинные смыслы, и каждое слово содержит безмерную глубину. Но думаю, сейчас важнее всего взглянуть на отношение Бога (отца в притче), а уже потом – на блуд сына. Потому что блуд сына нам известен, мы сами совершаем что-то подобное ему.

Внешне мы, может, и не находимся в таких условиях, но каждый из нас в своем житейском опыте расточал в блуде это богатство Божественной любви – богатство, данное нам Богом при нашем сотворении. Этот блуд может и не быть плотским и внешним, но душевным, духовным и интеллектуальным. В своей гордости, эгоизме, самохвальстве мы растратили богатство своего Божественного происхождения. Конечно, кто обрел путь и вернулся обратно, те обязательно опять нашли открытыми объятия Отчи. А кто не нашел пути, те всё еще мучаются, пася свиней по всяческим нивам и пастбищам.

 

Урок смирения

Священник Димитрий Шишкин

Урок смирения

Приметьте, как Бог разговаривает с нами: от сердца к сердцу. И язык Его, кроме Священного Писания, кроме опыта жизни святых, увещаний совести и покаянного чувства, – это еще и язык повседневных событий. Только бы нам слышать эти глаголы: обличающие, вразумляющие и научающие с любовью. Только бы нам делать выводы, не оставаясь глухими и не отмахиваясь разговорами о случае и совпадении…

На днях мне представился повод поговорить о самонадеянности и смирении. Первое всегда предшествует второму и второе – последствует первому. Только под смирением мы понимаем здесь не саму добродетель, а событие, способствующее ее приобретению. Как и Господь говорит об этом: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14: 11). И дело здесь даже не в поступках явных, не в словах только, но и в сердечном расположении, которое само собой образуется иногда, и не замечаешь его, не осознаёшь, пока оно милостью Божией не проявится ясно.

 

Блокадные крохотки, или Несвятые святые Блокады

Диакон Владимир Василик

Блокадные крохотки, или Несвятые святые Блокады

Недавно мы отмечали 70 лет со дня полного снятия Блокады Ленинграда. Время делает свое: всё меньше и меньше остается свидетелей и участников тех страшных и величественных событий – огненного крещения Санкт-Петербурга, всей России, всего народа. Пока они живы, надлежит собирать бесценные свидетельства той эпохи, ту правду, которая воистину избавляет от смерти. Безусловно, и свидетельства проявления народной праведности, святости «несвятых святых», благодаря которой и выстоял наш народ в Великую Отечественную.

***

Рассказывает Людмила Ивановна Павлова, жительница блокадного Ленинграда:

– Родилась я в 1928 году. Когда началась война, мне было 13 лет. Вместе со всеми я дежурила на крышах, тушила зажигалки. Сколько их за это время потушила, уж и не помню. Не уходила с крыш, даже когда сильно бомбили. А взрывы были такие, что однажды лошадь с повозкой во дворе перелетела через гараж.

 

Петербургская молитвенница

Святая блаженная Ксения ПетербуржскаяВ 1986 году митрополит Алексий (ныне Патриарх Московский и всея Руси) принял под свой святительский омофор сверх окормляемой им Эстонии Петербургскую и Новгородскую епархии. И одним из первых его деяний стало освящение неухоженной, чудом сохранившейся от варварского разгрома часовенки блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище.

Сейчас мы к этому попривыкли: недорушенные храмы восстанавливаются, уцелевшие святыни возвращаются. Но 20 лет назад торжественно прославить не канонизированную, а, главное, запрещаемую и поносимую безбожной властью подвижницу было, как любила выражаться пресса, «актом гражданского мужества». А на самом деле – это проявление обыкновенной, но забытой нами, глубокой порядочности, честности. Прибыв в город, в котором Ксенюшку тайно почитали и которому она явно помогает и покровительствует, правящий архиерей не мог не выказать подвижнице Божией своего молитвенного почтения. И не как частное лицо, но соответственно своему высокому сану.

– У вас будут очень большие неприятности, если вы организуете крестный ход к часовне, – предупредило митрополита некое ответственное лицо.

– Вертолета у меня нет, ползать я не умею, поэтому иного способа пройти к часовне я не вижу, – спокойно ответствовал владыка Алексий зарвавшемуся чиновнику.

А уже на ближайшем Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, блаженная Ксения вместе с другими восемью подвижниками была причислена к лику святых. И город на Неве получил «своего собственного» святого-петербуржца.

 

К матушке пришли… Памяти блаженной Ксении

Алексей Максимов

К матушке пришли… Памяти блаженной Ксении…Смоленское кладбище подобно спящему ребёнку: глубоким миром и чистотой веет на его аллеях. Ради чего только не идём мы ко Ксении Блаженной! Выплакать горе, вымолить удачу — и каждый замкнут в себе, в своей беде, в своей радости… В своей молитве. И это понятно, и странно было бы прийти ко Ксении, чтобы поглазеть на народ. Но вот я впервые у Блаженной не ради молитвы, а именно ради молящихся. Смотрю, озираюсь, вглядываюсь.

Удивительно! Нет на этих людях всем нам знакомой печати «церковности», привычного благочестия, заученной молитвенности. Люди одеты не слишком благочестиво, зато в глазах, на устах не вычитанная из книжки молитва — из сердца рвущаяся мольба. Заговорить с ними? Но они сюда не для бесед пришли.

Вот мужчина — солидный, хорошо одетый, уверенный в себе. Подходишь к нему с вопросом — а он вдруг в слёзы:

— Сын погиб… Виталик… Двадцать три года было… Может, хоть Ксения подскажет, как дальше-то жить?

Вот нарядная дама с маленьким ребёнком:

— Я Ксении очень благодарна… Она мне так помогла… Чем? Ну, я любила одного человека… И очень хотела выйти за него… И вышла. А сейчас о другом прошу: мне операция предстоит… Так боюсь…

 

Американское чудо блаженной Ксении

Монахиня Корнилия (Рис)

Американское чудо блаженной Ксении

Если кто-либо знает эту историю и найдет в ней какие-либо неточности, прошу меня простить: я услышала ее 15 лет назад и не из первоисточника.

Итак, один священник из Северной Калифорнии служил на приходе, состоявшем из бывших евангелических христиан, обращенных в Православие. Когда их процветающая община ещё не была православной, совершенно разные люди приходили к ним слушать Благую весть. Однажды к церковному зданию подъехал молодой человек на мотоцикле «Харлей-Дэвидсон». Внешний вид выдавал в нем повесу, но он с искренним интересом желал послушать об Иисусе. У него сложились хорошие отношения с пастором (который впоследствии стал православным священником и собственно и поведал этот рассказ), и молодой человек постепенно стал менять свой образ жизни. Он бросал один порок за другим, покуда пастор не сказал ему, что, если он желает по-настоящему следовать за Христом, то его прежнее «байкерство» нужно оставить в прошлом. Понести это молодому евангелику оказалось слишком тяжело, и он оставил общину вместе с заботившимся о нем пастором и уже никогда не собирался к ним возвращаться.

 

По ту сторону баррикад: о духовной сущности «Майдана»

Роман Савчук

По ту сторону баррикад: о духовной сущности «Майдана»

Признаюсь, до приезда в Киев, я немного слышал о событиях, которые происходили в столице моей Родины. Из Москвы все выглядело несколько отдаленным, да и при первых сообщениях я решил, что ничего нового не происходит: протесты, митинги на Украине — явление не такое уж и редкое. Больше же всего отвращала от этой темы горечь разочарования в революционном восторге «оранжевого» 2004 года, который тогда не миновал и меня.

Киев встречал на удивление мирно: после шума и суеты Шереметьево спокойствие и размеренность Борисполя вселяли надежду на мир. Да и ночной город отнюдь не настораживал, казалось, что все осталось как прежде: любимый Киев такой же спокойный и размеренный в своей жизни.

Однако уже на следующее утро по пути к центру столицы посты внутренних войск, заблокированные военными машинами улицы, тяжелый запах дыма в воздухе начали настораживать. Постепенно приходило понимание, что происходит что-то не совсем обыденное. Выйдя же к «Майдану», я был просто поражен увиденным: обезображенная площадь, Хрещатик напоминали скорее арену боевых действий, чем центр европейской столицы. Высокие баррикады, построенные из разнообразных предметов и строительного мусора, палатки, полевые кухни, уставшие люди, патрули самообороны — все это заставляло посмотреть на происходящее другими глазами.

 

Преподобный Антоний Великий — цветок пустыни

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»,
вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Преподобный Антоний ВеликийПреподобный Антоний, первый цветок пустыни, родился около 251 года в небольшой деревушке Кома[1] в долине реки Нил. Его родители были христианами, богатыми и благородными по происхождению, и воспитали сына в вере и страхе Божием. Они сами занимались его образованием, поскольку Антоний не участвовал в шумных играх сверстников, а к светским наукам испытывал лишь презрение. Из дома он выходил только для того, чтобы отправиться в церковь, где со вниманием слушал чтение священных книг и рассказы о подвигах святых.

Когда Антонию было около 20 лет, его родители умерли. Оставшись старшим в семье, он принял на себя ответственность за воспитание младшей сестры. Однажды он направлялся в храм, размышляя о безмятежной и лишенной всяких забот жизни апостолов и первых христиан, и тут до него донеслось чтение евангельских слов: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Убежденный, что эти слова были произнесены специально для него, он безотлагательно разделил все земли, которыми обладал, между соседями, продал всю мебель и вырученные деньги раздал нищим, оставив себе лишь малую часть, необходимую, чтобы вырастить сестру. В другой раз, услышав слова: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6: 34), Антоний решил окончательно отречься от мира, раздал остатки имения, поручил заботу о сестре добродетельным людям и, покинув дом, отправился навстречу подвижнической жизни.

 

О несении скорбей и чрезмерных требованиях

Анастасия Бондарук

Каждый из нас сталкивается в жизни со скорбными обстоятельствами – собственными или ближнего. И православный человек, конечно же, руководствуясь христианскими ценностями понимает, что ему указан путь понимания смысла своих страданий. Как это можно воплотить в жизнь? Ведь наша психика реагирует по определенным законам и их очень важно учитывать, дабы не брать на себя, а тем более не возлагать на других «бремена неудобоносимые». Преподобный Иоанн Лествичник, рассказывая о высоких подвигах святых отцов одного из монастырей, писал: «Удивляться трудам сих святых – дело похвальное; ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное». Переживание скорби, наверное, одно из самых глубоких и ценных проявлений душевной жизни. Давайте подробнее рассмотрим ее.

 

Святитель Кентигерн (Мунго) Стратклайдский, епископ Глазго, чудотворец

Дмитрий Лапа

Святитель Кентигерн (Мунго) Стратклайдский, епископ Глазго, чудотворецСвятого Кентигерна (память 13 / 26 января) на протяжении многих веков почитают одним из апостолов Шотландии и покровителем Глазго. В Шотландии он больше известен под именем Мунго, что значит «дорогой», «возлюбленный».

К сожалению, у нас сохранилось немного достоверной информации о святителе Кентигерне, жившем в VI веке. Одна из поздних версий жития святого была написана в конце XII века цистерцианским монахом Джоселином из обители Фернесс, что в английском графстве Камбрия, однако ранние предания об этом святом более достоверны.

Святой Кентигерн родился около 518 или 528 года в Калроссе в Шотландии. Его матерью была святая принцесса Тенева (память 18 / 31 июля), также почитаемая покровительницей Глазго (в Эдинбурге ей посвящен русский православный приход). С детства наставником и воспитателем Кентигерна был святой Серф (апостол западного Файфшира; память 1 / 14 июля) — великий миссионер, просвещавший живших в том районе пиктов. Именно Серф дал Кентигерну ласковое имя Мунго. Будущий святой с юных лет начал вести строгую подвижническую жизнь и тоже решил стать миссионером. Св. Кентигерн начал впервые проповедовать христианство в районе под названием Катурес на реке Клайд, на том месте, где сегодня стоит город Глазго. Подвижник, следуя ирландской аскетической традиции, день и ночь горячо молился, держал строгий пост и жил в крайней нищете в крошечной келье, в которой он спал на камне. Часто Кентигерн удалялся на берег реки Клайд для уединенной молитвы на несколько часов. Со временем его посвятили в первого епископа бриттов, живших в маленьком королевстве Стратклайд (сегодня одноименный район на реке Клайд). Епископ усердно трудился, обустраивая свою большую епархию, сооружал многочисленные храмы и монастыри. В частности, он основал ставшую впоследствии знаменитой церковь в Глазго. 13 лет продолжалось епископское служение Кентигерна в Стратклайде, и за это время он привел многих местных жителей ко Христу как словом своей проповеди, так и примером своей святой жизни.

 

О выборе христианина

Сергей Худиев

Беспорядки на Майдане

Недавние репортажи из Киева — охваченные пламенем люди, кровь и увечья, камни и гранаты — производят особенно горестное впечатление на фоне того, что все это совершается в Великий праздник Крещения Господня. Кто-то идет драться с «Беркутом», кто-то идет молиться в храм — и это ставит нас перед такой реальностью, как конфликт лояльностей.

Конфликт лояльностей — это неприятная ситуация, в которую может попасть, например, иммигрант. Он переехал в другую страну, оброс там дружбами, связями, обязательствами, и вот между его новой и старой родиной возникает конфликт, который вынуждает его разрываться между новыми и старыми преданностями. Христиане часто оказываются в таком положении, потому что мы — люди с двойным подданством. Мы принадлежим Царству Божию, наш Царь, Судия и Законодатель — Господь наш Иисус Христос.

 
« НачалоПред.61626364656667686970След.Конец »
Наверх